Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости - стр. 2
Безусловно, что мантрическая сила обретается быстрее, если мантру получить непосредственно от авторитетного духовного учителя. Духовный учитель передает эту силу (шакти) через передачу точных звуковых вибраций, чудесным образом воздействующих на ум, душу и тело ученика – именно тех вибраций, которых тому недостает для глубокого, гармоничного взаимодействия со всей вселенной. Ведь звучит, вибрирует в нем все, каждая клеточка тела. И не стоит забывать о том, что мантры – это особый дар Высшего Сознания, и мантрическая сила начинает проявляться, если искатель занимается практикой искренне, решительно и с благими помыслами. Высшее Сознание проявляет себя в различных формах (мурти): персонифицированной (дэвата-мурти), пространственной (янтра-мурти), световой, энергетической и звуковой (мантра-мурти). Мантра – звуковая форма божественности3.
Каждое слово обладает силой. Некоторые слова, написанные или произнесенные, пробуждают в нашем сознании какие-то образы или ассоциации, другие вызывают сильные эмоции или чувства, а некоторые пробуждают в нас желание или стремление к действию.
Слово может заставить плакать или смеяться, может вызвать агрессию или принести покой и умиротворение.
Мантры обладают особым видом космической силы, называемой мантра-шакти, способствующей одухотворению сознания и раскрывающей внутренние, скрытые потенции человека.
Мантра содержит в себе энергию, которая воздействует независимо от употребления. Все звуки мантры имеют потенцию. В древних писаниях анализируется каждая буква санскритского алфавита, локализация ее воздействия и ее космический исток или проекция.
В писаниях дается не только интуитивное описание этой силы звуков-слов, но также изложены способы сознательного овладения ею. Так как эта сила мантр принадлежит духовной реальности, эти мантры могут возвысить к очень высокому уровню сознания.
Хотя все пронизано звуками, большинство звуков неразличимы для обычного слуха, их можно воспринять только через медитацию.
Каждому предмету, явлению, субстанции свойственны определенные вибрации. В Ведах говорится, что, как жар и свет неотделимы от огня, как образ предмета неотделим от предмета, так и имя какого-либо объекта неотделимо от объекта. Аналогично различные проявления индивидуального, коллективного и космического сознания имеют свои вибрации, свой звук, свое имя. В ведической философии эти проявления космического сознания или энергии могут рассматриваться как персонификации или олицетворения в формах божеств, дэват. Каждый дэвата имеет разнообразные свойства, энергии, имена и сферы деятельности. Значение мантры есть форма божества. Как неразделимы объект и его название, так не существует различия между мантрой и божеством. Вот почему повторение мантры вызывает присутствие божества.