Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости
1
Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. / Пер. Н. Н Дудко, С. А. Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993 г. 472 стр.
2
Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную / пер. с англ. Д. Устьянцев. – М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007.
3
Harvey P. Alper Understanding mantras». State University of New York, 1989
4
Например, V.V. Dvivedi указывает список из 327 тантрических источников в своем исследовании «Luptagama-samgraha» vol. 1, опубликованном Sampumananda Sanskrit Visvavidyalav в Варанаси. См., также: С. М. Неаполитанский, С. А. Матвеев Энциклопедия тантры. – С.-Пб.: Институт метафизики, 2012.
5
См. например: Feuerstein, G. The Deeper Dimension of Yoga.. – Boston, MA: Shambala Publications,, 2003; Jan Gonda. The Indian Mantra. – Oriens, 1963; Understanding mantras. – Delhi: Motilal Banarsidass, 1991.
6
См.: Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Энциклопедия мантр: слова силы, формы преображения, тайные и мистериальные практики в священных традициях. – С.-Пб.: Институт метафизики, 2006. – 511 с.
7
Джохари, Хариш. Инструменты Тантры: мантры, янтры и ритуалы / пер. с англ.: К Семенов. – М.: София, 2014.
8
Э. Вуд. Словарь Йоги. / Пер. К. Семенова. – К. София. – 1996.
9
Сурендра Мохан дас. Теология святого имени. – СПб, Институт метафизики, 2018.
10
«Гаятри» женского рода, произносится с ударением на последнем слоге.
11
Артур Авалон в «Шакти и Шакта» писал: «Имеются некоторые мантры, которые могут быть названы молитвами, такие как великая мантра Гаятри, которая произносится для освещения понимания. Мантру, однако, не следует отождествлять с молитвой, которую можно произносить в любой форме и на любом языке, который выберет поклоняющийся. Молитва может быть, конечно, великой силой, но тем не менее она есть сила отдельного поклоняющегося, и только».
12
Sathya Sai Speaks Vol V – by Sai Baba [Compiled By N. Kasturi] Publisher: Sri Santha Books, 1984. P. 58.
13
Индийский грамматик, живший в 5 веке до нашей эры, составивший Нирукты (этимологические комментарии к Ригведе).
14
Georg Feuerstein, The Deeper Dimension of Yoga: Theory and Practice., (Boston and London: Shambala, 2003), p. 301.
15
Слово «ригведа» – составное (татпуруша), состоит из двух санскритских корней: рич (ṛc, «хвала, гимн, стихи») и веда (veda, «знание»). Ригведа состоит из 10 книг, называемых мандалами. Каждая мандала состоит из гимнов, называемых сукта (sūkta), которые, в свою очередь, состоят из отдельных стихов, называемых «рич».
16
Слово «яджурведа» (yajurveda) – составное слово, состоящее из двух частей «yajus» («правила жертвоприношений») и veda («знание»). Яджурведа состоит из двух основных Самхит: Шукла («белая») и Кришна («чёрная»).
17
Самаведа (sāmaveda) – составное слово, состоящее из двух частей: sāman («ритуальное песнопение») и veda («знание»).
18
vāg vā idaṃ sarvaṃ bhūtaṃ gāyati ca trāyate ca.
19
Цит. по: Упанишады в 3-х книгах. Кн. 3-я. Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. – М.: «Наука», «Ладомир», 1991.
20
Цит. по: Упанишады в 3-х книгах. Кн. 2-я. Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. – М.: «Наука», «Ладомир», 1991. См. для сравнения этот же текст: Древнеиндийская философия. Начальный период: Переводы с санскрита. Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии В. В. Бродова. М.: «Мысль», 1972
21
Ср.: в Gokarṇapurāṇasāraḥ (7.3): vedeṣu sārabhūtatvāt sāvitrīty api kathyate / gāyantaṃ trāyate yasmād gāyatrī ceti tāṃ viduḥ ||.
22
Законы Ману. Манавадхармашастра. Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. И. Ильиным. М.: Изд-в ЭКСМО-Пресс, 2002. – 496 с.
23
Вишну-смрити / пер. с санскр., предисл., коммент. и прил. Н. А. Корнеевой. – М.: Вост. лит, 2007. – 421 с. – стр. 154
24
Маханирвана-тантра. / Пер. с англ. Е. Хазановой. – М.: Сфера, 2003. – 576 с.
25
gayaty ukthani sastrani bhargam pranams tathaiva ca tatah smrteyam gayatri savitri yatra eva ca prakasini sa savitur vagrupatvat sarasvati.
26
Цит. по: Gayatri Mahavigyan (Super Science of Gayatri; Publisher Sri Vedmata Gayatri Trust, Shantikunj, Haridwar).
27
Свами Шивананда, «Садхана» («Sadhana»), 1985 г., с 217—220
28
Mahanidhi Swami. Gayatri Mahima Madhuri (The Sweet Glories of Gayatri). Pub: Mahanidhi Swami; 2010.
29
Прабхупада, Б. А. Ч. Бхагавад-Гита как она есть. – 4-е изд., Испр. – Москва: Книжный трест Бхактиведанты, 2012. – 810
30
Sri Chandrasekharendra Saraswati/Sankaracharya of Kanchi Kamakoti Peetham Hindu Dharma: The Universal Way of Life, Bharatiya Vidya Bhavan/Bhavan’s Book University/Mumbai/India; 5th edition1995. p. 548
31
Svami Mukhyananda. Om, Gayatri and Sandhya – Sri Ramakrishna Math, Mylapore, Madras.1089. p/ 48—49/
32
Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья. / Пер с англ. А. Киселева. – М.: «Северный ковш». – 2004 г. 404 стр.
33
Sri M.P. Pandit. Sri Aurobindo and His Yoga Publisher: Lotus; 1 edition, 1987.
34
Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Перевод Сергея Лобанова. М.: Старклайт. 2002 г. 158 стр.
35
По мнению Ш. Ж. Вейренка, все употребления оптативного императива предполагают именно призыв к «высшей силе». Veyrenc J. 1980 – Etudes sur le verbe Russe // Paris, 1980. – Р. 101—102.
36
Radhakrishnan, Sarvepalli Religion and Society. READ Books. 2007. p. 135.
37
Vivekananda, Swami The Complete Works of Swami Vivekananda. Advaita Ashram. 1915. pp. 211.
38
«Gayatri Mantra – The celestial chant». Arya Samaj Bangalore. Retrieved 2009-10-13.
39
Monier Monier-Williams (1882). The Place which the Ṛig-veda Occupies in the Sandhyâ, and Other Daily Religious Services of the Hindus. Berlin: A. Asher & Company. p. 164.
40
Giffith, Ralph T. H. (1890). The Hymns of the Rigveda. E.J. Lazarus. p. 87.
41
Слово Савитр (Savitr) на санскрите можно интерпретировать двумя способами: как солнце и как создатель или творец. Раджа Рам Мохан Рой и Махарши Дебендранат Тагор использовали это слово во втором значении. Если интерпретировать слово в этом смысле, то также можно толковать и переводить всю мантру. Appendix «C», Sivanath Sastri «History of the Brahmo Samaj» 1911/1912 1st edn. page XVI, publ. Sadharan Brahmo Samaj, 211 Cornwallis St. Calcutta.
42
Sri Chinmoy The Upanishads: The Crown Of India’s Soul. – New York Sri Chinmoy Lighthouse 1972.
43
Satyavan. The Gāyaytrī Mantra: Yoga for Beginners. Brookline, Massachusetts: Autumn Press, 1974.
44
Jones, William (1807). The works of Sir William Jones. 13. J. Stockdale and J. Walker. pp. 367. Уильям Джонс так пояснял смысл этой мантры: «Чем являются Солнце и Свет для этого, видимого мира, тем являются Высшие благо и истина для невидимой Вселенной, Вселенной разума; и как наши физические глаза ясно различают объекты, озаренные Солнцем, так и наши души обретают несомненное знание, благодаря медитации на свет истины, исходящий от Сути существ: только этим светом могут быть направлены наши умы по пути к блаженству».
45
Judge Quan, William. «A commentary on the gayatri». The Path. 1893.
46
Ригведа III.62.10.
47
Swami Sivananda. Japa Yoga A Comprehensive Treatise on Mantra-Sastra Divine Life Soceity; 2005.
48
Veda Bharati Swami The Light of Ten Thousand Suns Publisher: Full Circle Publishing Ltd. 2003.
49
I. K. Taimni Gayatri. Publisher: Quest Books, 1989.
50
Christopher Isherwood Vedanta for the Western World Publisher: Viking, 1985.
51
Mahanidhi Swami Gayatri Mahima Madhuri Amazon Digital Services LLC 2014.
52
См., например: Тайттирия-араньяка 10-36-1, а также Resnick, Howard Jay «The «Daivika-Catustayam’ of the «Vaikhanasa-mantra-prasna’: a Translation» Thesis, Cambridge MA: Harvard Univ. 1996 Интернет-ресурс: http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/1_sanskr/4_rellit/vaisn/vaimp__u.htm. Считается, что эта версия мантры для пранаямы.
53
Неаполитанский С. М. Мантра-йога и медитация. – 5-е изд. – М.: Амрита-Русь Свет, 2017. – 100 с.: ил.
54
«Мандукья-упанишада» (Māndūkya Upaniṣad) – ведийский текст на санскрите, самая малая по объёму из одиннадцати Упанишад канона мукхья, к которому принадлежат наиболее древние Упанишады, прокомментированные Шанкарой. «Мандукья-упанишада» ассоциируется с «Атхарваведой» и в каноне муктика из 108 основных Упанишад стоит на шестом месте.
55
Упанишады в 3-х книгах. Кн. 2-я. Пер. предисл. и комм. А.Я. Сыркина. – М.: Наука, Ладомир, 1991. – С.199—202.
56
Упанишады йоги и тантры / Перевод с санскрита, предисловие и комментарии Б. В. Мартыновой. – С.-Пб.: Алетейя, 1999.
57
Электронный ресурс: http://scriptures.ru/upanishads/prashna.htm.
58
Упанишады в 3-х книгах. Кн. 2-я. Пер. предисл. и комм. А. Я. Сыркина. – М.: Наука, Ладомир, 1991.