Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости - стр. 16
Свами Мукхьяананда говорил:
«В Шукла Яджурведе (XXVI, 2) настаивается на распространении благотворного слова (Вачам Кальяаним) Вед всем людям без ограничений на основании касты, убеждений или пола, даже людям других религий.
Сейчас настало время, как заявлял Свами Вивекананда в 1901 г., когда Веды и Гаятри-мантра должны распространяться среди всех, как это было раньше, независимо от касты, убеждений, пола или религии. Женщины также должны совершать сандхью, как и в прежние времена. «Эта Веда – наш единственный авторитетный источник, и каждый имеет право на нее»31.
Свами Ниранджанананда Сарасвати, основатель организации Бихар Йога Бхарати, писал: «Гаятри-Мантра – великолепная мантра для пробуждения праны для целей практики Прана-Видьи. Над каждой мантрой главенствует своя «озаренная форма», или дэвата. Дэвата Гаятри – это Адитья дэвата, именуемый Савитой. Савита представляет собой один из аспектов солнца и символ космической праны, которая дает энергию, свет и жизнь всем существам. Однако формой при медитации на Гаятри-мантру служит Гаятри-деви, или прана-шакти.
Согласно ведической философии, прана имеет три формы, и потому Гаятри представляют как невинную и незрелую маленькую девочку утром, как очаровательную молодую женщину в полном расцвете в полдень, и как старую женщину – воплощение мудрости, или джняны вечером. Утром Гаятри имеет красный цвет, подобный цвету восходящего солнца; в полдень она черная, а вечером – дымчато-серая. Это характеристики праны, соответствующие различным формам Гаятри.
Гаятри-Мантра состоит из двадцати четырех слогов, которые произносятся следующим образом: «Ом бхур бхувах свах тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи дхийо йо нах прачодайят». Это можно перевести так: «Ом, физический план, тонкий план, каузальный план; мы медитируем на божественном свете этого восхитительного солнца духовного сознания. Да пробудит оно нашу способность духовного восприятия». Эти двадцать четыре слога содержат в себе всю форму праны.
Джапу Гаятри можно практиковать на рассвете, в полдень, или вечером, на закате, однако лучшее время – это раннее утро. Регулярная практика Гаятри-мантры помогает гармонизировать и пробуждать пранамайя-кошу, что делает более эффективными продвинутые практики, в частности практику Прана-Видья».32
Преемник Ауробиндо М. П. Пандит писал о значении Гаятри-мантры: «…меня привлекает эта мантра, и я делаю её джапу. Я чувствую, что Свет, который призывается в Гаятри-мантре, является супраментальным Светом, а её целью является супраментализация. Верно ли это? Мне ничего не известно об этом мнении касательно несовместимости Гаятри с духовной жизнью в этой эпохе или какой бы то ни было. С другой стороны, почти во всех упасанах (санскр. воззвание к Божеству), как вайдических, так и тантрических, присутствует Гаятри, которая адресуется избранному Божеству. Возможно, провозглашение делающееся в хвалебных строфах мантры, приветствующих все четыре традиционные цели жизни: дхарму, артху, каму и мокшу, привело к возникновению мнения, что раз уж мантрой преследуются и другие намерения, значит в той же степени она не годится для истинных духовных целей.