Философия - стр. 94
Постмодернисты выступают с острой критикой постсовременности, в которой в отличие от эпохи модерна расставлены совершенно иные акценты и выбраны иные приоритеты:
• акцент с прибыли переставлен на потребление;
• ценность упорного труда заменена принципом удовольствия;
• высокие нравственные идеалы переродились в цинизм;
• культ разума сменился культом бессознательного и культом тела;
• господствующую идеологию с ярко выраженным ядром целей и ценностей вытеснил плюрализм идеологических концепций;
• интеллигенцию, отстаивавшую высокие социальные и нравственные идеалы, сменили интеллектуалы, ориентированные на высокие потребительские стандарты, бытовой комфорт и т. д.
Причины кризиса постсовременного общества постмодернисты связывают с проектом модерна, который, по их мнению, потенциально содержал в себе те негативные явления, которые максимально полно проявились в XX в. Этот проект имеет прямое отношение к духовному кризису современной западной цивилизации. Однако дело не только в нем. Многие негативные явления в духовной жизни Запада, как ни парадоксально это звучит, возникли и обострились вследствие того, что некоторые основополагающие идеи неклассической философии, положившей начало критическому отношению к идеалам и ценностям Просвещения, были успешно освоены массовой культурой. Благодаря массовой культуре взгляды Ф. Ницше, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, экзистенциалистов и других философов стали интеллектуальной модой и утратили свой критический потенциал. Массовая культура упростила их, проинтерпретировала в соответствии с логикой развития западного общества и растиражировала в массовом сознании. Так, вывод основоположника психоанализа З. Фрейда о том, что принцип удовольствия является фундаментальным принципом человеческой психики, был вырван из контекста его теории и благодаря СМИ получил в массовом сознании статус основного жизненного ориентира. В упрощенном виде он хорошо согласовывался со стратегией общества потребления. Включив в свой арсенал вульгаризированные идеи психоанализа, массовая культура нашла дополнительный источник прибыли. При этом ее «проектировщикам» было совершенно неважно, что считал сам Фрейд. Они проигнорировали его выводы о том, что вне культуры нет личности, что «Оно» (бессознательное) должно быть поставлено под контроль «Я» (сознания) и «Сверх-Я» (культуры). Фрейд никогда не призывал к разрушению культуры – он лишь подчеркивал, что она должна стать более гуманной.