Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 93

И поскольку осознанно ответствовать готовы далеко не все, не каждому присуще подлинное бытие. Отказ от ответственности и тем самым от свободы означает отказ человека от себя как личности.

Человек в своем бытии принципиально одинок. Нельзя прожить жизнь за Другого и умереть вместо него. Нельзя почувствовать то, что чувствует и переживает Другой, поскольку нельзя стать этим Другим и оказаться в его ситуации. Особенно остро одиночество переживается в толпе. Именно в толпе становится очевидным, что мы заброшены в этот мир и никому до нас нет дела. Ощущение собственного одиночества, подчеркивают экзистенциалисты, – это и результат отчуждения человека от общества в целом. В современном мире отчуждение вышло за рамки экономической сферы, проникло во все уголки человеческой жизни и человек перестал принадлежать самому себе. И все же, делают вывод экзистенциалисты, одиночество можно преодолеть. Средством преодоления является любое творчество: поэтическое, художественное, философское и т. д.

Как подчеркивают экзистенциалисты, взаимодействие людей друг с другом – противоречивое явление. В процессе общения Другой воспринимает нас в качестве объекта, «овеществляет» нас. Но только через Другого, благодаря таким чувствам, как любовь, желание, страсть, мазохизм, садизм, ненависть, равнодушие, стыд, страх, смущение, робость, мы открываем свою экзистенцию и субъективность.

Экзистенциализм вводит в пространство философских размышлений такие феномены человеческого бытия, как страх, забота (озабоченность), одиночество, свобода, ответственность, надежда, отчаяние, потеря и обретение смысла жизни и др. Стремление экзистенциалистов заглянуть в скрытые глубины человеческого бытия приводит их к необходимости изменить стиль и язык философствования, дополнить логико-понятийную форму изложения художественной, образно-метафорической. Это выводит экзистенциализм за рамки философии, позволяет проникнуть в литературу и сферу искусства в целом, завоевать популярность в среде художественной интеллигенции. Лучшие образцы художественной культуры XX в. – это произведения экзистенциальной тематики. Некоторые философы-экзистенциалисты сами являются знаменитыми писателями. Так, известность Ж.-П. Сартру принесло сначала его литературное творчество – роман «Тошнота» и серия рассказов «Стена», а затем уже философские работы.

Глава 3.3. Философия постмодернизма

Проблемы постмодернизма активно обсуждаются отечественными и зарубежными философами, оставаясь в ряду самых дискуссионных. Даже само понятие «постмодернизм» (от лат. post – после + modernus – современный) по-прежнему не имеет строго определения. Это свидетельствует о том, что обсуждение проблем, связанных с данным явлением, не потеряло своей актуальности.

Страница 93