Философия - стр. 95
Идеи неклассической философии, согласно которым «жизненный порыв» и бессознательные импульсы являются конструктивными началами самой человеческой жизни, на уровне массового сознания трансформировались в «молчаливый» бунт против сдерживающих их социальных и культурных норм, а также против разума. Культ тела и его нарочитая демонстрация начали восприниматься как естественное, а сдерживание бессознательных импульсов и примитивных желаний с помощью норм культуры как нечто противоестественное. Для значительной части западного мира нигилизм, разочарование в прежних идеалах и ценностях, откровенный цинизм стали не исходной позицией для поиска новых позитивных и конструктивных ориентиров, а устойчивой системой жизненных координат.
Возникновение постмодернизма в философии чаще всего связывают с постструктурализмом и американской контркультурой, заявившей о себе в конце 60-х гг. XX в. Произведение, где впервые было употреблено понятие «постмодерн» применительно к философии, принадлежало Жану-Франсуа Лиотару (1924–1998) и называлось «Состояние постмодерна» (1979). С 80-х годов это понятие прочно вошло в философский лексикон. К постмодернистам чаще всего причисляют таких философов, как Жак Деррида (1930–2004), Жиль Делез (1925–1995), Жан Бодрийяр (1929–2007), Ричад Рорти (1931–2007), Дж. Ваттимо (р. 1936), Ю. Кристева (р. 1941), П. Клоссовски (1905–2001) и др.
Философия постмодернизма не является чем-то целостным, представленным в систематизированном виде. Объясняется это не только отсутствием в ней концептуального единства, но и тем, что ее представители намеренно выступают против философии как особого вида интеллектуальной деятельности. По мнению постмодернистов, наступила «смерть философии» в ее традиционном понимании. Философия как особый самостоятельный жанр духовного творчества со строго заданными границами в виде «вечных» вопросов и устоявшихся способов их решения исчерпала себя. Философские произведения сегодня создаются как экстеррирориальные, «внебрачные» (Ж. Деррида) тексты на «стыке» литературы, философии, лингвистики, психологии и т. д. Достаточно обратиться к произведениям С. Кьеркегора, Ф. Ницше, позднего М. Хайдеггера и др., чтобы убедиться в достоверности этого вывода. Постмодернисты считают необоснованными притязания философии и на роль научной дисциплины, поскольку в отличие от науки она не имеет преемственности проблем и прогресса в их решении.
Сторонники постмодернизма не просто выдвигают новые варианты решения философских проблем – они предлагают радикально изменить сущность и «внутренний строй» философии, переосмыслить ее статус и роль в культуре. По мнению Ж.-Ф. Лиотара, основная задача философии – сохранить мысль и мышление. Ж. Деррида подчеркивает, что философия должна смешаться с другими формами мышления и интеллектуальной деятельности, разомкнуть свои границы. С таким пониманием согласен и Дж. Ваттимо: философия должна быть мышлением «контаминации» (от лат. contaminatio – слияние, смешение, заражение) – смешением различных видов опыта. Ж. Делез убежден в том, что философ должен скользить по поверхности как «клещ» или «блоха», поскольку поверхность не связана ни с высотой (абсолютные ценности), ни с глубиной (сущность).