Философия - стр. 62
2.5.2. Век Просвещения и «столетие философии» во Франции
Духовная атмосфера, царящая в Англии, пришлась по душе молодым мыслителям из других стран. В частности, активно включились в интеллектуальный поиск основ «нового мира» французские философы. Самым известным среди них был писатель, сатирик и публицист Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694–1778). Он более других философов-просветителей повлиял на умонастроения многих представителей общественно-политической и философской мысли не только во Франции, но и за ее пределами. В своих философских взглядах он проявляет себя как сторонник социального неравенства. Общество, по его мнению, должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Если народ начнет рассуждать, то все погибло – убежден французский просветитель. Видимо, идея избранничества, возможность быть представителем особых, посвященных в высшие знания, кругов привлекла Вольтера в конце жизни в масонскую ложу, членом которой он стал по рекомендации Б. Франклина.
Включаясь в полемику о роли страстей в жизни человека и общества, Вольтер занял апологетическую позицию в отношении несовершенства людей. Великие страсти, пороки и недостатки, по мнению мыслителя, являются необходимыми первопричинами порядка и движущими силами социального развития. Нельзя сказать, что Вольтер создал собственное философское учение. Он прославился скорее как полемист и сатирик, высмеивающий недостатки общества и отдельных личностей. Также он широко известен как критик церковных порядков, хотя в целом атеизм был чужд философу. Призывая уничтожить церковь, Вольтер не отказывался от идеи Божественности окончательно. Его взгляды могут быть охарактеризованы как деистические.
Другим известным философом французского Просвещения является Шарль Монтескье (1689–1755). В его философском наследии особенно интересны размышления о соотношении природного и социального начал. Монтескье выдвигает идею о том, что решающее значение в развитии общества играет географический фактор (климат, рельеф, флора и фауна, размер территории). В трактате «О духе законов» он утверждает, что именно география определяет характер того или иного народа, физические данные людей. Южные народы пассивны, чувствительны, ленивы, робки, северные – активны, суровы, трудолюбивы, смелы. Социально-психологические особенности народов, предопределенные географией, влияют и на то, какая форма правления складывается в обществе: республика, монархия или тирания. При этом решающее значение имеет также размер государства. Империи, как правило, территориально обширны. Они обречены на деспотию. Небольшие страны с успехом реализуют республиканские формы правления.