Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 63

Интересно, что Монтескье обращал внимание на благоприятность климатических условий в Европе. Европейская территория, по мысли философа, расположена в самых «удачных» с точки зрения географии умеренных широтах, в то время как «север Азии… от границ Московии до Великого океана лежит в очень холодном климате»[15]. Следует отметить, что эти, уже в XVIII в. известные климатические особенности разных стран часто игнорируются в современных исследованиях.

Несмотря на свое стремление объективно оценить законы развития общества, выявить важнейшие детерминанты социальной динамики (мировоззренческую позицию философа называют географическим детерминизмом), Монтескье все же не избежал и определенного субъективизма в своих воззрениях. Многие его теоретические положения пронизаны европоцентризмом – позицией, согласно которой европейское политическое развитие является достойным подражания для всех остальных народов. Самое идеальное политическое устройство, по мнению Монтескье, сложилось в Англии. Подобное отношение к европейской культуре в целом и к английской в частности (ранее других обуржуазившейся) было характерно для многих мыслителей эпохи Просвещения.

Просветительский энтузиазм французских философов XVIII в. наиболее ярко проявился в масштабном интеллектуальном проекте – создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», 35 томов которой вышло во Франции в 1751–1780 гг. Идейным вдохновителем и главным редактором «Энциклопедии» был французский философ Дени Дидро. Вторым редактором и ближайшим соратником Дидро являлся Ж.Л. Д’Аламбер. По замыслу создателей «Энциклопедии», она должна была стать своеобразным вместилищем человеческого знания, приобщение к которому позволяло бы людям выходить из мрака заблуждений и невежества. Эта идея была особенно близка материалистам-атеистам, к числу которых принадлежали такие французские просветители, как Гольбах, Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и др. Они были уверены в том, что при изучении человека и общества необходимо копировать и переносить на них законы природы. Во многом благодаря данным мыслителям была завершена механико-материалистическая картина мира, рассматривающая его по аналогии с неживым устройством – движущимся механизмом. Например, Ламетри в своей попытке сложную природу человека объяснить простыми схемами приходит к созданию формулы «Человек – машина», лаконичность и кажущаяся универсальность которой стала соблазнительной для многих последующих западноевропейских мыслителей. В своем ставшем знаковым произведении «Человек-машина» (1747) Ламетри пишет: «Я не ошибусь, утверждая, что человек представляет собой часовой механизм, но огромных размеров»

Страница 63