Философия - стр. 61
Как видим, философия Шефстбери и Хатчесона выступает некоторой антитезой общей направленности мысли, развивающейся в описываемую эпоху. Однако в целом в это время доминировали совершенно другие идеи. Так, певцом и идеологом зарождающейся буржуазной эпохи, уловившим центральную дилемму ее этической проблематики, стал английский математик и философ-материалист, врач по профессии Бернард Мандевиль. Зарождающийся капитализм, пришедший на смену феодальному типу отношений и традиционной христианской морали, стремился не просто «переинтерпретировать» смыслы социальных норм и отношений, существовавших в обществе, но перевернуть их с точностью «до наоборот». Недостойное поведение, если оно способствовало материальному процветанию, было признано возможным и желательным. Совершенно откровенно об этом повествует книга Б. Мандевиля с характерным названием «Басня о пчелах, или пороки частных лиц – блага для общества», представляющая собой, несмотря на свой сатирический характер, своеобразную «порокодицею» – оправдание пороков, гнездящихся в глубинах человеческой личности.
Сюжет басни повествует о пчелах в улье, жизнь которых с точностью копировала устои человеческого общества со свойственным ему процветанием пороков и страстей. В этом рассаднике грехов улей был счастлив и богат. Но вот однажды взбунтовавшиеся пчелы захотели «очистить свои души» и стать праведными, не наживаться путем обмана и преступлений. Теперь они честны, но несчастны и бедны. Мораль сей басни такова: хочешь быть богатым – будь порочным. И эта константа относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом.
Необходимо отметить, что в XVIII в. страсти в целом подвергались тщательному изучению со стороны самых разных мыслителей (Джамбатиста Вико, Адама Смита, религиозных реформаторов – янсенистов и др). После многочисленных философских размышлений и дебатов, как ни странно, возобладала идея о том, что разрушительная сила страстей может превратиться в нечто конструктивное. Итогом подобных этических нововведений стало то, что менее чем через сто лет после описываемых интеллектуальных дискуссий стяжательство и связанная с ним деятельность (например, торговля и банковское дело) получили статус высокочтимых занятий.
2.5.2. Век Просвещения и «столетие философии» во Франции