Философия - стр. 52
1. Идея преобразования и подчинения человеком окружающей действительности, ставшая доминантой всего развития западноевропейской цивилизации вплоть до наших дней. Соответственно индивид здесь понимается как активное существо, которое может создать заново противостоящую ему природную среду, подчинить ее своей власти. Данный идеал постепенно распространяется и на всю среду социальных отношений, которые тоже могут и должны быть целенаправленно преобразованы. В традиционных обществах приветствовался принцип невмешательства в протекание природных процессов, ориентировавший человека на приспособление к внешним природным условиям. Соблюдение данного принципа в условиях аграрной цивилизации имело большой смысл, поскольку от этого прямо зависели результаты земледельческого труда. Вместе с тем принцип невмешательства оказывал значительное влияние на способ включения индивида в общественную жизнь. Он давал установку на адаптацию к сложившейся социальной среде, исключал стремление к ее целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и самодисциплины.
2. Особая ценность рационально-научного взгляда на мир. Научное отношение к миру с нарастающей силой (особенно в XVII в.) рассматривается как основное для преобразования окружающей действительности. Это создает уверенность в том, что человек способен разумно устроить окружающую его природную и социальную среду. Здесь можно даже говорить о формировании нового типа рациональности, имеющей множество проявлений. К собственно научной рациональности здесь добавилась рациональность экономическая, цель которой – получение максимальной прибыли и накопление наибольшего количества материальных благ, также рациональность политическая, ориентирующая господствующие силы на разработку и внедрение в жизнь эффективных политических технологий и т. д.
3. Формирование положительной установки на «новое», предполагающей отношение к любым новшествам как к чему-то желательному, ожидаемому и полезному. Отсюда наличие в культуре этой эпохи ярко выраженного слоя инноваций, которые существенно перестраивают сложившуюся культурную традицию. Это, безусловно, кардинальный ценностный переворот, поскольку традиционное общество характеризовалось настороженным отношением к инновациям и резким изменениям. Человек этого общества наделял «новое» отрицательной оценкой и воспринимал всякие резкие изменения как разрушение сложившегося порядка и стабильности, содержащее в себе опасность хаоса и развала. Рассмотрение нового как высшей ценности послужило одной из важных предпосылок формирования в Западной Европе общества, в котором радикальные перемены даже на протяжении жизни одного-двух поколений стали обычным делом.