Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 51

(1561–1626). Он усиленно разрабатывал методологию научного познания, стал пророком и предтечей эмпирических (опытных) методов в науке. Главное в философии Бэкона – это учение о могуществе человека. Философ полагал, что с развитием опытного естествознания человек сумеет научно-техническими средствами создавать и преобразовывать всю природу наподобие Бога.

Развивая идею человека как властелина мира, Бэкон утверждал: чтобы изменить мир в соответствии с желаниями человека, нужны знания. «Знание – сила», – говорил философ. Он считал, что, познавая природу, человек получает возможность господствовать над ней, поэтому выше всего он ценил естественные науки. Главную задачу научного познания Бэкон видел в изобретениях, дающих человеку новую силу и богатство. Для этой цели им был предложен экспериментальный метод, впервые рассматриваемый как сознательно используемый метод познания.

Идея о том, что наука может существенно влиять на развитие техники и производства, оказалась удивительно созвучной духу Нового времени. Нарождающееся буржуазное общество с его деятельным, энергичным, предприимчивым характером, с его практицизмом обнаружило в возникающем опытном естествознании глубоко родственные черты. Капитализм толкнул науку в сторону практической, материально-производственной, технической ориентации, к превращению ее в опору производства. В результате всего этого возник новый, неизвестный ранее тип взаимодействия человека с природой – агрессивно-потребительское отношение к ней. Программа развития эмпирической (опытной) науки, сформулированная Бэконом, получила развитие в трудах его многочисленных последователей. Таким образом, мы коснулись лишь самых типичных мыслителей эпохи Возрождения, однако следует иметь в виду, что данная эпоха была богата множеством других известных имен.

Главным итогом эпохи Возрождения явилось то, что в это время была создана основа для формирования неизвестного ранее цивилизационного типа развития человечества – техногенной цивилизации, которая в последние века человеческой истории активно завоевывает все новые и новые пространства земного шара. Именно здесь – в эпохе возвеличенного человеческого индивидуализма, отказа от устоев традиционного общества[11] – лежат истоки тех проблем и противоречий, которые волнуют современное общество.

Мыслителями XIV–XVI вв. была создана своя, глубоко отличная от средневековой, картина мира и человека. В эпоху Возрождения свершилась мировоззренческая революция, выдвинувшая принципиально новую систему ценностно-мировоззренческих установок и ориентиров, которую не знали ни античность, ни средневековая эпоха. Назовем главные из них.

Страница 51