Философия - стр. 53
4. Изменение отношения к «новому» в общественном сознании привело к тому, что произошла переоценка значимости временного фактора в целом. В большинстве традиционных обществ время понималось и переживалось как циклическое, а «золотой век» относился к прошлому, в котором жили герои и мудрецы, положившие начало традиции. В рассматриваемую нами эпоху время начинает переживаться как необратимое движение от прошлого через настоящее в будущее, а «золотой век» из прошлого переносится в будущее – его ожидают впереди. Это способствовало формированию в сознании широкого круга людей идеи необратимого прогресса, движения вперед во всех сферах жизнедеятельности людей, чего никогда не было в предшествовавших Ренессансу культурах.
Все эти мировоззренческие установки и ориентиры конкретизировались и получили развитие в специфических ценностях и менталитете техногенной цивилизации. Потрясающие воображение успехи западной цивилизации в технико-технологических достижениях, в материальном производстве, в обеспечении населения огромным количеством неизвестных ранее потребительских товаров и услуг, ее победоносное шествие по всему земному шару порождали представление, о том что именно она является магистральным путем развития человечества. Еще несколько десятилетий назад мало кто предполагал, что тот путь, на который начиная с эпохи Возрождения вступило человечество, является тупиковым, что дальнейшее развитие техногенной цивилизации окажется опасным для выживания человека как биологического вида, грозит людям неизвестными ранее испытаниями и бедами. В эту эпоху, как уже говорилось, начинает пробивать себе дорогу эгоистический антропоцентризм в понимании окружающей действительности, ставящий человека в центр мироздания, объявляющий его «царем природы», «покорителем Вселенной». Эта интенция, впервые рельефно обнаружившаяся в период Ренессанса, затем, пройдя через Реформацию, эпоху Просвещения и эпоху промышленных революций, окончательно утвердилась в западноевропейском мировоззрении, культуре и науке.
Было бы, конечно, большим заблуждением считать, что открытия Коперника, Бруно, Галилея, Бэкона и Декарта сами по себе породили антропоцентризм. Тем более нельзя обвинять в этом выдающихся гуманистов и рядовых деятелей эпохи Ренессанса. Например, никакому предпринимателю или купцу той эпохи и не снились те мрачные бездны, которые в дальнейшем обнаружились в связи с господством технологической буржуазно-капиталистической формации. В те времена никто и не предполагал, что на путях частнособственнического предпринимательского индивидуализма, ориентированного на получение максимальной прибыли, Европа, а вместе с нею и все человечество зайдут в нечеловеческий тупик и кризис