Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 49

• запросы зарождающегося буржуазного общества способствуют формированию идеала практической науки, призванной улучшить жизнь людей. Возникает новый подход к знанию как к силе, при помощи которой человек может подчинить себе природу, заставить ее удовлетворять свои всевозрастающие потребности. При этом стремление к быстрому и полному господству над природой порождает двойственный характер развития знаний: наряду с естествознанием расцветают многочисленные «тайные», оккультно-мистические науки и учения: магия, алхимия, астрология;

• главный принцип философии эпохи Возрождения – антропоцентризм приводит к выдвижению мысли об индивидуальном существовании истины: каждый человек, опираясь на естественные способности, имеет право утверждать истину самостоятельно. Авторитеты утрачивают свое прежнее значение, вырабатывается индивидуалистический стиль изложения научных знаний.

• взаимопроникновение философии и искусства: стремление художественно, поэтично воспеть красоту и силу человека, придать ему статус богочеловека, утвердить его права на творчество, свободу и развитие;

• новый, направленный на земные ориентиры тип мышления, принципиально отличающийся от «стремящегося к небу» мышления Средневековья: философы считают достойным внимания лишь то, что разум может постичь своими собственными силами, не прибегая к содействию высших сил. Этот принцип распространяется также на мораль, право, политику и даже религию.

В целом философия Возрождения была направлена против теоцентризма, догматизма и схоластики, поэтому она выступала в трех ипостасях: как философия природы и человека; как философия, избегающая догм; как философия, опирающаяся на опыт.

2.3.2 Проблемное поле и историческое значение философских учений Ренессанса

Внутри эпохи Возрождения можно выделить два основных направления философской мысли: 1) во-первых, философию итальянского Возрождения, берущую начало во Флоренции XV в. и сосредоточившую свое внимание на проблемах природы и человека; 2) философию северного Возрождения, получившую развитие во Франции, Германии, Англии и Нидерландах и сконцентрировавшую внимание на проблемах теории познания, а также на теории государства и права.

В ряду основных идей, высказываемых представителями эпохи Возрождения относительно естественноприродных процессов, можно назвать пантеистические воззренияНиколая Кузанского (1401–1464), гелиоцентрические идеиНиколая Коперника (1473–1543), идею множественности мировДжордано Бруно (1548–1600). Для этих философов характерен интерес к вопросами математики и естествознания, с помощью которых они пытались объяснить все природные и надприродные явления. Например, у польского мыслителя Николая Кузанского Бог получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало, в нем все, он высший предел. Он максимум, так как он то, более чего ничего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то он может быть назван и минимумом. Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.

Страница 49