Философия - стр. 48
С середины ХУв. гуманизм стал настолько влиятельным идейным течением, что гуманистические кружки возникали как в наиболее развитых, так и в периферийных городах тогдашней Италии. Они положили начало формированию светской интеллигенции, интересы которой не были связаны с интересами церкви. Однако стихийно-человеческий индивидуализм и связанные с ним достижения культуры эпохи Ренессанса – титанизм и благородный гуманизм имели и свою обратную сторону. В современной философской литературе обратная сторона возрожденческого титанизма наиболее аргументировано и глубоко раскрыта выдающимся русским исследователем А.Ф. Лосевым в его фундаментальном труде «Эстетика Возрождения». Исследователь подчеркивает, что титанизм в эпоху Ренессанса был явлением слишком стихийным, чтобы проявлять себя безукоризненно красиво и целесообразно. Пороки и преступления были во все эпохи человеческой истории, были они и в средние века. Но тогда люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. В эпоху Ренессанса все стало иначе. Люди совершали самые страшные преступления и не раскаивались в них, потому что желания человеческого «Я» стали последним критерием правильности поведения.
Европейская культура, по преимуществу оставаясь еще феодальной, была в тот период не готова к встрече с неожиданно вырвавшимся наружу стихийным индивидуализмом, оказалась не в состоянии ассимилировать все последствия произошедшей в интеллектуальных кругах мировоззренческой, ценностной революции. Последняя, упразднив Бога как основной регулятивный принцип и возложив многие его традиционные функции на отдельного, изолированного индивида, предприимчивого и активного (чаще всего олицетворяющего новый зарождающийся класс – буржуа), не смогла выработать сдерживающие человеческий эгоцентризм нормативные рамки и регулирующие механизмы, упорядочить на основе новых ценностей общественную и частную жизнь людей. В целом эпоха Возрождения представляет собой весьма сложное и противоречивое явление. Ее нужно рассматривать во всех ее проявлениях, избегая односторонне-позитивных или односторонне-негативных оценок.
Дух эпохи породил следующие характерные особенности философии Возрождения:
• философия вновь сосредоточивает свое внимание на изучении окружающей природы, оформив свое видение в пантеистическую картину мира: природа из творения Бога превращается в самостоятельное начало, приравнивается к Богу. Пантеизм не согласовывается с нормами религиозного мировоззрения, поэтому он вызывает осуждение у католических иерархов.