Философия духа отцов «Добротолюбия» - стр. 5
Так, дом строится на твердом основании – на камне добродетели. Да сохраним сердце, да умалим от него страсти, то есть положим основание. Это первое дело. Потом да созиждем духовный дом, то есть отразим возмущение лукавых духов, воюющих на чувство. И милостью Христовой брань умиряется. И тогда полагается в доме нашем духовном верх – уклонение совершенно от всех вещей, и мир Христов в душе, и соединение с Богом. Так да совершаем духовный дом о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Григорий Синаит[4]
Преподобный Григорий Синаит подвизался в XIV веке. Он просиял многими добродетелями, был изрядным и совершеннейшим делателем умной сердечной молитвы. Преподобный Григорий учил, что страдают люди оттого, что не имеют благодати в себе по нерадению, слабой вере и лености. Люди эти и мертвенны, и нечувственны, и умом слепцы, и не видят Божественного света, силы и премудрости Божией.
Человек после грехопадения стал подобен животным, которые погибают (Пс. 48, 13, 21), – отпал от благ, и его тело потеряло бессмертие.
Святилище для человека – сердце, Богом хранимое, потому что в уме человека Божественный храм.
Рай чувственный и умный во Эдеме и благодатный во Христе. Истлевшего Адама обновил Новый Адам – Сын Человеческий и Сын Божий Иисус Христос. Но от тления здесь, на земле, Господь не освободил человека. Будет всеобщее воскресение и обожение всего творения.
Душа ветхозаветного человека была сластолюбива и грехолюбива, отвержена благодати и вдовствующа, жилище страстей. Вера во Христа, крещение возрождают человека, и это – воскресение души. А заповеди Христовы ведут к истине.
Пределы Православия: познавать Троицу в Единице и познавать Христа, Истинного Бога и совершенного Человека. И в человеке есть ум, слово и дух. Ум словом глаголет, и слово духом является. Потому человек носит образ началообразной Троицы: ум – Отец, слово – Сын, дух – Святой Дух. Должно почитать Единого Бога в трех Ипостасях и знать Единого Истинного Бога в трех Ипостасях, Иисуса Христа Богочеловека в двух естествах и хотениях, сия же есть жизнь вечная (Ин. 17, 3).
Суд мира сего есть неверие нечестивых. Не верующий во Евангелие, во Христа уже осужден (Ин. 3, 18), и это грех. И те, которые говорят: «Вот мы грешим, как хотим, ешь, пей и веселись, души нет, Бога нет, вечной жизни нет», – они уже осуждены судом и знают свое место. Ведь в Библии написано, что Бог грешников сжег в Гоморре и Содоме, погубил двадцать четыре тысячи нечестивых израильтян в пустыне и умертвил Она-на. Однако Господь терпит их и ждет, что, может быть, они обратятся к свету, добру и истине.