Философия духа отцов «Добротолюбия» - стр. 4
Их поклонники составляют книги, в которых часто отвергают заповеди Божии, оставляя попечение о ближних, дабы привлечь простодушных мнимым милосердием. Или расписывают райские блаженства, где обещают пиршества и сладострастия и разрешают похоть плотскую. Нет любви истинной в этих диавольских откровениях, ибо противоречия сливаются с противоположностью и изливаются в антагонизм, в кровавые войны. Они не могут понять, что спасение только через Христа, ибо во Христе и сила, и власть, и держава, и возрождение души, и возращение святости в Духе Святом, которую потерял Адам. Не проповедуется в этих верованиях (а их сотни) любовь, чистота, бесстрастие, истинное богообщение и жизнь вечная. И жизнь таких людей, не возрожденных крещением и покаянием, проходит безуспешно.
Второй образ внимания и молитвы бывает у того, кто собирает ум свой в себе и не скитается в суетных вещах сего мира. Иногда и внимает словам молитвы, но иногда собирает помыслы, плененные от диавола, и бывает побежден какой-либо страстью и снова с трудом многим и нуждой приходит в себя. Имеет постоянно брань в себе, не может ни быть в мире, ни пребывать в добродетели и принять венец правды. Таковой человек подобен тому, кто борется с врагами во тьме: он слышит их голоса, принимает раны, но ясно не видит, откуда его поражают. В уме у него тьма и буря. Такова мистика Запада. И от этого второго образа внимания душа принимает вред, хотя и меньший, чем от первого образа. Однако второй образ лучше, как лунная ночь лучше мрачной, безлунной ночи.
Третий образ внимания преславен, и мало кто обретает его. Преуспевает в нем тот, кто имеет духоносного духовного отца и имеет к нему истинное послушание, хранит ум и свои чувства. Все дела подобает творить с чистой совестью, как бы пред лицом Самого Бога. Хранить совесть чистой перед Богом, духовным отцом, всеми людьми ближними и вещами. Ум да хранит сердце во время молитвы, да пребывает в сердце и из глубины его воссылает молитвы к Богу. Делание это трудное и тесное, но в глубине сердца обретается любовь Божия. Здесь степени восхождения от новоначальных и возрастающих в преуспевании до достигших крайнего преуспевания и совершенных.
При хранении сердца и внимания в молитве бывает брань со страстями, желание примирения с Богом, старание не впускать в сердце лукавые помышления, именем Иисуса Христа прогонять демонские помыслы. Диавол возмущает внешние чувства, наводит мечтание. Но необходимо всегда хранить внимание только в сердце и прогонять супостата. Сердце очищается;