Размер шрифта
-
+

Философия духа отцов «Добротолюбия» - стр. 7

На пути восхождения к Богу начало добродетели – это желание добра. Начало же добра – вера, а камень веры Христос – начало основания всех добродетелей. Добродетель нужно собирать, подобно пчеле. Безмолвие ума, вера и терпение, любовь и надежда даруют свободу во Христе. Начало безмолвия – беспопечение.

Умное чувство вкушает сладость Божественную. У кого чувства умерщвлены страстями, не видит, и не слышит, и не ощущает духовное. Он мертв, потому что не живет в нем Христос. Море страстей возмущает безмолвие ума, и самолюбие ослабляет душу. Жестокие страсти, которые растлевают душу, – блуд и уныние. Совесть да подвигает нас к ревности и обличает.

В молитве действует вера, и смирение укрепляет ее. Рассуждение, премудрость подвигают к непрестанной молитве. Терпение рождает мужество, усердие, молитву, безмолвие, богословие, любовь, смирение и бесстрастие. Во Христе новое творение. Ветхий человек обновляется во Христе.

По святом крещении человек – младенец телом и духом, даже если он уже седой. В подвигах покаяния и веры должен он принять духовную силу, преображение, световедение, от всех страстей умерщвление, непрестанное в сердце Божественное поучение, память Иисусову, освящение ума. После крещения проявляются два образа действия Духа. Первое – в делании заповедей и многих трудах. И по мере исполнения заповедей начинает сиять для нас свет Божий. Второе проявляет себя в непрестанном призывании Господа Иисуса, то есть в памяти о Боге. От этого действия скорее обретается истина.

Преподобный Григорий Синаит говорит и о том, как подобает действовать при молитве. Сидя на седалище, имеющем в высоту единую пядь, низведи ум в сердце и держи его в нем и зови умом или душой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Удерживай дыхание и дыши не дерзностно, чтобы не помрачался ум и не развеивались мысли. Не внимай никакому помыслу, но, держа дыхание, заключай ум в сердце и именем Иисусовым бей супостатов.

О дыхании одни святые отцы говорят, что необходимо иметь память Божию вместо дыхания, а другие, что любовь Божию должно предварять дыхание. Преподобный Симеон Новый Богослов советует: «Помалу удерживай и ноздренное влечение, да не дерзностне дышеши». Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Иисусова память да соединится с дыханием твоим, и тогда уразумишь безмолвия пользу».

А вот слова апостола: Живет во мне Христос (Гал. 2, 20), действуя и жизнь Божественную вдыхая; и Господа: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь (Ин. 3, 8). И в страсти лености вместо дыхания Духа Святого да не исполнимся дыхания духов лукавых. Стяжавший же Духа и очищенный Им возгревается от Него и вдыхает Божественную жизнь. Таковой и говорит, и мыслит, и движется по Господнему гласу,

Страница 7