Философия духа отцов «Добротолюбия» - стр. 8
О различии поющих. Во время молитвы одни много поют (псалмопение, круг церковных богослужений), другие непрестанно твердят одну молитву во время труда, рукоделия. И кто привык к какому деланию, тот и других учит. Господь же может внезапно обогатить и нищего (см. Сир. 11, 11–13). И апостол Павел, укоряя тогдашних учеников, не ведущих благодати, говорил: Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? (2 Кор. 13, 5). Существует множество молитвенных деланий, однако сердечная молитва – величайшее из них, потому что она источник добродетелей, где обретается благо.
Безмолвие – это беспопечение, и непрестанная молитва, и делание сердца. Для безмолвника оставление молитвы – падение, после которого он, по словам преподобного Серафима Саровского, «головешка есть». Потому что тогда нарушается заповедь любить Бога всем сердцем, умом и помышлением. Память Божия возвращает ум к райскому Эдему, где была едина память Божия, которая не знала даже мысленного греха.
Бойся прелести в разуме. Когда диавол покажет свет, или огонь, или образ некий Христа, или Ангела, или кого-нибудь иного, или Писание, откровение – не принимай, чтобы не потерпеть вред, сам не воображай. Истинная же молитва приносит и тихость, и радость в душе, и любовь.
Все же, приходящее в душу, говорят отцы, чувственно ли то или умно, если только усомнится в том сердце, не принимая его, – не от Бога, но от сопротивника. В прелести диавол вместо веселия творит радость бессловесную, и сладость мокротную, и мнение, и кичение – и прелесть принимается за благодать. От отцов духовных это состояние скрывается, но время, и искус, и чувство открывают истину; и как пища различается, так и чувством духовным все видится.
Много степеней молитвы и делателей. Одни устами молятся, гласом; другие – умом; некоторые же, совершенные, имеют сердечную молитву, всегда и везде, при всяком деле, даже и во сне, ее совершают.
Конец ознакомительного фрагмента.