Размер шрифта
-
+

Философия духа отцов «Добротолюбия» - стр. 3

Поэтому душа должна насаждать в себе добродетели. Чистота сердца – это собрание всех добродетелей, и она достигается действием и пришествием Святого Духа.

Во время брани с лукавым необходимо исповедовать даже помыслы свои ради их уврачевания. Нужно считать себя грешным и последним из всех. Никого не осуждать, не допускать тщеславия. Стяжаний излишних не иметь. Трудиться по мере сил. Любить церковное богослужение. Повиноваться церковным правилам и заповедям, а также старшим. Ум всегда к Богу направлять: и во время бодрствования, и во время трапезы, и беседы, и рукоделия, по слову пророка: Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15, 8). Следует подражать пустыннику, хотя бы кто и в шумном городе находился: не видеть, не слышать, не говорить лишнего и помнить о смерти, что в землю пойдешь. Все богатства земные, и красота, и слава остаются здесь, и никакой пользы от них нет. Подобает благочестиво содержать пост и в среду, и в пятницу, а пищу и сон употреблять по совести, соразмерно крепости своего тела.

Есть три образа внимания молитвы, которыми душа либо восходит к Богу, либо низвергается. Важно в молитве внимание. Вообще молитва и внимание должны быть так связаны и неразлучны, как тело с душой, то есть до смерти. Внимание, как некий страж, встречает лукавые помыслы, приходящие в сердце, и противостоит им. А за вниманием следует молитва, умерщвляющая этих врагов. На этой брани внимания и молитвы с помыслами зиждется смерть и жизнь души.

Первый образ внимания и молитвы – когда ум, вознося себя на небо, воображая в уме своем Божественные советы, небесные блага, чины святых Ангелов и все, что слышал от Писаний, строит, покупает, продает, кружится в кругу друзей своих, вспоминает прочитанное, познаваемое в науках, разные развлечения, удовольствия, обиды и прочее. Иногда бывают слезы при этой молитве. И доходит такой делатель до исступления ума и безумствования. Если же избежит этого ради пребывания с людьми, все равно не достигнет добродетели или бесстрастия. Прельстившись таким образом, видят свет и сияние телесными очами, и обоняют благовония, и слышат ушами своими гласы, и видят ангелов лукавых, которые открывают им ложные советы.

Люди эти мнят себя божественными людьми, объявляют себя вождями человеческими. В них вселяются демоны-гении и диктуют в их уме философские системы, содержащие басни бесовские, демонские измышления о бытии Божием, о первичности и вторичности сознания и материи, о происхождении человека, о переселении душ, о многих мирах, об удовольствиях, потребных человеку, или о пророческом своем призвании, и сочиняют новую веру и ее догматы и объявляют, что эти верования – самые совершенные, самые лучшие, и призывают прийти к ним. Они говорят, что новый свет с Востока пришел осенить всех людей.

Страница 3