Экономическая история мира. Том 5. Реформы 90-х годов XX века в странах Восточной Европы. Опыт мирового кооперативного движения - стр. 106
Однако приходится констатировать утопический характер проекта Платона. Предпринятая им попытка создать идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) к успеху не привела. Политические взгляды Платона эволюционировали в направлении одобрения монархического государства эпохи эллинизма. А вообще Платон рассматривает, что представляет особый интерес, пять видов государственного устройства. Все эти политические системы реально существовали в то время. Аристократия как наилучшее государство («правление лучших») и остальные типы «выродившегося» общества: тимократия («власть чести») – спартанский строй; олигархия («правление немногих», прежде всего богатых); демократия («народовластие», порядок решения вопросов большинством голосов под воздействием демагогов); тирания (правит не закон, а произвол одного). Эти четыре типа являются неблагополучными в экономическом плане. В условиях тимократии наблюдаются непомерные притязания некоторых граждан, прогрессирует имущественное расслоение, что приводит к нарушению социальной стабильности и в итоге к перерождению тимократии в олигархию. Для этого строя характерно сосредоточение власти и богатства в руках узкого круга олигархов, и при этом пышным цветом расцветает коррупция. Безудержное обогащение одних и обнищание других порождают социальную напряженность, в результате чего олигархия уступает место демократии. Но и это не лучший строй. Устоявшийся порядок социальной жизни, разделение труда по сословным признакам нарушаются, регулятор поведения и поступков людей слабеет, власть теряет позиции и на смену демократии приходит тирания. В этом государстве имущественное положение граждан ухудшается, происходит спад активности, общество деградирует. Основой стабильности общества и государства Платон считает умеренность и средний достаток и осуждает такие крайности, как превосходящее всякую меру богатство и нищета.
Конец ознакомительного фрагмента.