Экономическая история мира. Том 5. Реформы 90-х годов XX века в странах Восточной Европы. Опыт мирового кооперативного движения - стр. 105
Ксенофонт
Ксенофонт (около 445 – около 355 г. до н. э.), ученик Сократа, писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Автор «Воспоминаний о Сократе» и «Апологии Сократа», среди его трудов также сократический диалог «Экономик» («Домострой»). Принято считать, что термин «экономика» впервые введен в социально-экономическую литературу Ксенофонтом, затем его активно употребляет Аристотель. Если обобщенно говорить о круге его интересов в области экономики, то можно отметить рассуждения о рациональном ведении хозяйства в условиях разделения труда. Пелью хозяйственной деятельности, по его мнению, является создание полезных вещей, способных удовлетворять определенные человеческие потребности. Ксенофонт рассуждал также о количественных соотношениях, в которых обмениваются товары и обнаруживают свою стоимость: всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться на другой товар. Таким образом, он подошел к пониманию содержания экономических понятий, получивших впоследствии названия потребительной стоимости и меновой стоимости. С помощью денег, утверждал Ксенофонт, осуществляется товарное обращение и накопление богатства, но они не должны порождать ростовщическое обогащение.
Платон
Второй ученик Сократа – Платон Афинский (427–347 гг. до н. э.), первый из философов, о котором мы знаем не по воспоминаниям других, а по его собственным сочинениям. Почти все произведения философа написаны в форме диалога. Ближе других к интересующей нас проблематике диалог «Государство», состоящий из 10 книг. Государство, по Платону, возникает исторически, основываясь на потребностях людей, «когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства.». Только деятельная жизнь, считает философ, может осуществить идею нравственности, т. е. добродетели. Платон различает четыре основные добродетели (добродетель есть порядок и гармония души): мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и – главная добродетель – справедливость, сочетающая в себе другие добродетели. Идеальное государство, по Платону, состоит из трех сословий, соответствующих иерархии добродетелей. Первое – сословие низшей добродетели (самообладание, покорность). Это крестьяне и ремесленники, которые своим трудом создают материальные блага как основу общества, поставляют жизненные ресурсы для всего государства. Сюда же входят торговцы, посредники и сфера обслуживания. Второе – сословие воинов и чиновников, беспрекословно выполняющих свой долг по охране устоев государства (внутренняя функция охраны государства – стоять на страже действия законов, внешняя – отражать нападения врагов). Третье сословие – правители. Их добродетелью является мудрость, они определяют законодательство, осуществляют надзор за соблюдением законов и управляют государством, а также выполняют воспитательную функцию. Это предназначение мудрецов: цари призваны философствовать, а философы царствовать. «Пока философы не будут царями и повелители не начнут надлежащим образом и в достаточной мере заниматься философией, пока не будут совпадать в одних и тех же лицах государственная власть и философия, до тех пор государства, да и весь род людской, не найдут отдохновения от злосчастий и злоключений». Таким образом, разделение труда между этими сословиями создает основу благополучия идеального государства. Для того чтобы построить такое государство, необходимо реконструировать всю экономическую и политическую систему рабовладельческого общества. Платоном предполагалось уничтожить частную собственность, ввести общность жен и детей (имеется в виду запрет на половую жизнь вне строгого распорядка по приказу сверху и запрет распоряжаться своими детьми), общественное воспитание детей. Правда, этот экстравагантный порядок не распространяется на самое многочисленное сословие – ремесленников и земледельцев. Примечательно, что земледельцы и ремесленники должны быть не рабами, а свободными, философы и воины не обязательно из аристократов, они – и это главное – субъекты идеала вечной мудрости. Итак, в идеальном государстве владеют собственностью только производители. При этом вводится запрет на продажу земли, а также на владение золотом и серебром. Воины и правители лишены собственности, и тем самым они не могут использовать служебное положение для личного обогащения. Общество обеспечивает их всем необходимым, создает оптимальные условия для выполнения ими своих функций, но работают они не за материальное вознаграждение, а руководствуясь осознанным чувством долга.