Размер шрифта
-
+

Духовный фактор в деятельности и творческих способностях - стр. 26

Существует такая точка зрения, что содержание индивидуальной психики можно рассматривать как жизненный опыт, и в этой связи выделяются три основные стороны любого психического процесса: приобретение опыта, преобразование опыта и применение опыта. В соответствии с этим В. Н. Дружинин [93; 94] выделяет три основные общие психические способности. Первую автор определяет как обучаемость, вторую называет общим интеллектом и третью, порождающую интропсихический опыт, – общей способностью к творчеству, или креативностью.

Несмотря на то, что существует множество точек зрения на взаимосвязь креативности и общего интеллекта, В. Н. Дружинин делает предположение, что интеллект служит «базой» для проявления обучаемости и креативности. И креативность, и обучаемость при тестировании проявляются в успешности решения задач. Обучаемость базируется на прежнем опыте, то есть интеллект обусловливает успешность обучения. И задача на креативность первоначально требует адаптироваться к ситуации, что предполагает наличие определенного уровня интеллекта, хотя затем необходима и творческая инициатива.

По В. Н. Дружинину, интеллект, креативность и обучаемость имеют как бы двухуровневую структуру:

1) общий интеллект делится на «текучий» и «связанный» (по Р. Кэттеллу);

2) креативность – на потенциальную и актуальную;

3) обучаемость – на имплицитную и эксплицитную, обусловливающую академические успехи.

Первый уровень по преимуществу определяется наследственностью, структура второго образуется на основе структур первого уровня под влиянием взаимодействия с социальной и природной средой и человеческой культурой.

В модели М. А. Холодной [278; 279] выделяются четыре основных аспекта функционирования интеллекта: конвергентные способности, креативность, обучаемость и познавательные стили.

Конвергентные способности характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения. Они отражают поиск единственно правильного результата в соответствии с заданными условиями и требованиями деятельности.

Креативность определяется как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

В качестве критериев креативности в модели рассматриваются:

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых);

3) восприимчивость (чувствительность к деталям, готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);

Страница 26