Размер шрифта
-
+

Духовный фактор в деятельности и творческих способностях - стр. 28

4. Владение средствами деятельности: а) гностический компонент, характеризующий знания субъекта о возможностях и ограничениях средств и предметов деятельности, включая и собственные возможности; б) моторный – двигательные умения и навыки; в) аффективный – эмоциональный тон применения знаний, умений, овладение новым.

5. Ориентировка в межличностных отношениях: а) социально-рефлексивный компонент, характеризующий представление о себе и значении своего творчества в настоящем и будущем; б) аффективный – эмоционально-оценочные отношения к себе и другим на основе сравнения своих деяний с деяниями предшественников и современников».

По мнению автора, такое понимание развития творческих способностей личности снимает противопоставление творческих и репродуктивных способностей.

«Творческость» и творческие способности, в понимании Е. Л. Яковлевой [305], являются преимущественно не интеллектуальной, а личностной характеристикой человека. Гибкое и свободное использование средств для выражения собственной индивидуальности открывает безграничные возможности для личностного роста, главное условие для этого – к возникающим жизненным ситуациям не прикладывать оценочные критерии, а воспринимать просто как ситуации, требующие разрешения. Развитие «творческости» и личностного самовыражения является в представлении Е. Л. Яковлевой активизированностью творческого потенциала. Цель ее развивающей программы – предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире и среди других людей. Употребляя термин «творческий потенциал», автор не раскрывает его сущности, не определяет объем данного понятия, хотя четко обозначает принципы его активирования: «1) реализация принципов гуманистической психологии во взаимодействии между членами группы (восхищение каждой идеей, создание климата взаимного доверия, обеспечение независимости в выборе и принятии решений); 2) реализация принципов развивающего обучения».

Исследования творческих способностей позволили В. А. Моляко [179] выделить следующие основные составляющие творческого потенциала:

– задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочно, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

– интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов;

– любознательность, стремление к созданию нового, склонность к поиску и решению проблем;

– быстрота усвоения новой информации, образование ассоциативных связей;

Страница 28