Дорога без возврата - стр. 16
– Не обманул, – довольно покачал головой староста, когда мальчик дочитал последнюю строку. – Не зря мы ему столько отвалили. Ладно, иди, малец. А нам ещё покумекать надо.
Староста бережно убрал пергамент за пазуху и ушёл вместе с отцом. Почти сразу мать дала по подзатыльнику подвернувшимся под руку младшим детям и, не слушая их рёв, молча ушла в дом. Жиль так и остался стоять во дворе, гадая, к лучшему ли, что гроза обошла его стороной, и отец разрешил ходить к священнику, а не помогать по хозяйству. Даже если мать опять будет против.
[1] День Вознесения Господне приходится примерно на конец мая по новому стилю. Пятидесятница (Праздник Святой Троицы) приходится на 50-ю неделю после Пасхи, примерно июнь по новому стилю.
[2] Женщины как и мужчины носили камизу и котту (только с длинными зауженными рукавами), а поверх одевалось напоминавшее тунику платье-сюрко с широкими и короткими рукавами или без рукавов. Линию талии завышали, иногда для красоты сюрко драпировали на животе на манер беременного животика. Шнуровали и утягивали платье на спине или сбоку. Детей любого сословия, и не различая пола, одевали в одну только рубаху: подгузников тогда не было.
[3] Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «наказание») – разновидность нравственно-исправительной меры (наказания) по назначению священника за совершённый грех. Состоит в исполнение христианином определённых требований в виде молитв, ограничения в еде на какой-то срок и так далее.
[4] «Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части. В одной из них живут бельги, в другой — аквитаны, в третьей — те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем — галлами» (пер. с латыни М. М. Покровского). Начальная фраза «Записок о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. По этой книге, написанной простым языком, нередко учили латинскому языку.
3. Глава 2
Жиль бежал через лес не разбирая дороги, его душили слёзы. Урсюль отдают в аббатство Шампвер! Никогда ещё не было, чтобы оттуда кто-то возвращался в мир, а не принимал постриг. Парень краем уха услышал, как отец объяснял соседу, зачем вместе со старостой едет в аббатство… и после его слов мир рухнул. Самая красивая девушка деревни. Не зря староста весь год отказывал сватам, придирчиво выбирая дочери жениха. Жилю отец не раз заявлял, что разрешит сыну жениться, только когда отец Аббон доучит и благословение даст. Жиль был уверен, что благословение получит в ближайшие несколько недель, не зря священник о чём-то намекал… А там недалеко и до Пятидесятницы, после которой принято засылать сватов. Парень думал, что ему-то староста уж не откажет. Жиль самый завидный в деревне жених, единственный на все дворы грамоте учён, и отец его в округе единственный мастер по коже, тоже не последний человек в деревне. Урсюль тоже вроде была довольна, что в девках ещё на год засиделась и может сватов от Жиля дождаться. Когда в прошлом месяце из церкви домой со службы на Вознесение Господне обратно шли, она и шепнула, что он парень хоть куда, поэтому… И так на него взглянула тогда, что кровь бросилась в голову, а в животе потянуло сладкой истомой. Теперь всё кончено. Они никогда не увидятся, Жиль никогда не встанет с ней у алтаря.