Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 37
Поистине, их служение было исповедническим. Блаженнейший владыка Анастасий и владыка Антоний были достойны своего высокого звания, ибо, не щадя своих сил, служили Христовой Церкви, соблюли веру, мирно совершили течение своей жизни. Предлагаю пропеть им «Вечную память».
(Участники Собора поют «Вечную память»)
Со времени III Всезарубежного Собора наша Церковь совершила прославление святых новомучеников и исповедников российских, кровь которых явилась семенем настоящего процесса отрезвления, переживаемого нашими соотечественниками. Конечно, может быть, это не всеобъемлющее явление, но мы видим, что во многих епархиях на территории России ведется активная религиозно-просветительная работа, то есть Церковь, пользуясь своей свободой, старается совершать «апостольское хождение в народ».
Священники видны и в больницах, и в школах, и в тюрьмах, они выступают в печати, по радио и телевидению с проповедью о Христе. Представители Церкви в России добиваются возвращения храмов, монастырей и чудотворных икон, добиваются они и восстановления разрушенных в годы безбожия святынь, куда с молитвой стремятся многие русские люди с разных концов России.
Архиепископ Екатеринбургский Викентий рассказывал нам о том, как люди духовно меняются у святых мест, связанных с памятью новомучеников и других святых. Не только он, но и многие другие говорят, что почитание памяти наших новых мучеников все возрастает, а чудеса, совершаемые по их молитвам, приводят людей к храму. Слава Богу, постепенно преодолеваются проблемы и последствия советского времени. Верю, что процесс видимого возрождения России и Церкви начался с прославления нашей Русской Зарубежной Церковью этого сонма мучеников. Дай Бог, чтобы это отрезвление коснулось и нас, чтобы святые новомученики и исповедники российские вымолили нам прощение наших грехов и обновление.
В нашем служении Богу и людям мы всегда старались следовать заветам наших отцов, некоторых из которых мы прославили в годы первоиераршего служения Высокопреосвященнейшего митрополита Виталия, а именно святителей Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна и Ханькоуского Ионы.[7] Прославление этих святых, как и прославление святых новомучеников и исповедников российских, явилось огромным вкладом Русской Зарубежной Церкви в сокровищницу веры, благочестия и святости всей Русской Церкви, нашим вкладом в великое дело возрождения России.
В 1991 году коммунистическая власть пала. В связи с этим церковный народ начал размышлять над вопросами взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Отношение к этим вопросам нашего Архиерейского Собора было отражено в его послании к пастве 1991 года: