Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей
1
Верховской П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1916. С. 680–681.
2
Радует, что в 2000 г. на Юбилейном Соборе Московской Патриархии (здесь, как и во многих местах ниже, слова «Московская Патриархия» (орган исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода) используются в смысле «Московский Патриархат» (краткое обозначение Русской Православной Церкви); далее подобное смешение специально не оговаривается. – Примеч. ред.) был причислен к лику святых митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). В XVIII в. он был лишен сана, расстрижен и посажен в тюрьму. Он пострадал за нежелание принести присягу, покориться церковной политике Екатерины II, которая отбирала земли у монастырей и епархий и раздавала их своим фаворитам. Более того, при этой императрице был введен государственный контроль и налог на церковные сборы, что св. Арсений посчитал святотатством. Его осудил собор епископов, посчитав бунтовщиком. Он умер в заточении в Таллинской тюрьме, нацарапав на стене камеры слова 118-го псалма: «Благо мне, яко смирил мя еси, Господи» (Пс. 118, 71). Хорошо было бы всем, кто болеет за судьбы Российской Церкви, ознакомиться с житием митрополита Арсения.
5
Депутатов Николай, прот. «Богосознание, опыт православного миросозерцания». Изд. Братства преп. Германа Аляскинского. Платина, 1975. С. 100–102.
6
«Значение Всезарубежного Собора». Юбилейный сборник ко дню 950-летия Крещения Руси. Шанхай, 1938. С. 186.
7
Святитель Иона (Покровский, 1888–1925) Ханькоуский, молодой епископ-миссионер, исповедник и подвижник, умерший на 37-м году жизни в Китае от отравления керосином. В день своего погребения Владыка явился 10-летнему мальчику, который не мог ходить, и сказал ему: «На, возьми мои ноги, они мне больше не нужны». Мальчик проснулся, встал на ноги и пошел. О святости жизни епископа Ионы свидетельствовали епископ Камчатский Нестор (Анисимов) и свт. Иоанн (Максимович). В 1996 г. святитель Иона был Русской Зарубежной Церковью причислен к лику святых (память 7/20 октября). – Примеч. ред.
8
Митрополит Виталий (Устинов; † 2006), четвертый первоиерарх РПЦЗ, занимал непримиримую позицию в отношении РПЦ МП. Однако на Архиерейском Соборе РПЦЗ в октябре 2000 г., под его председательством, была дана положительная оценка канонизации Царственных страстотерпцев и принятию «Основ социальной концепции РПЦ» на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ МП 13–16 августа 2000 г. Вскоре митрополит Виталий сделал заявление о своем несогласии с решениями Собора РПЦЗ 2000 г. С этого момента начались частые изменения в его позициях: Архиерейский Синод РПЦЗ с его непосредственным участием и под его председательством принимал одни решения, а он немного погодя, под влиянием своего ближайшего окружения, делал свои собственные заявления, противоречащие соборным решениям епископата Русской Зарубежной Церкви.
23 октября 2001 г. на внеочередном Архиерейском Соборе РПЦЗ митрополит Виталий написал заявление о своем уходе на покой и о согласии на избрание нового первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, а 24 октября он передал избирательной комиссии Собора свой избирательный бюллетень. Новым первоиерархом РПЦЗ (пятым) был избран архиепископ Лавр (Шкурла). 26 октября митрополит Виталий был увезен своим окружением в Канаду, а вскоре появилось его «Чрезвычайное заявление» о снятии своей подписи на заявлении об уходе на покой. Этот акт митрополита Виталия послужил началом процесса создания разных малочисленных раскольничьих группировок (так называемые Русская православная церковь в изгнании, Российская истинно-православная церковь, РПЦЗ-В-В, Российская Православная церковь, РосПЦ-Д, РПЗЦ-Аг, РПЦЗ-М…), прикрывающихся именем митрополита Виталия, но не имеющих никакого единства между собой. Как правило, каждая из них только себя считает «истинно-православной» и не признает православной ни одну Поместную Церковь, в том числе и РПЦ МП. – Примеч. ред.
9
Выражение архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония. См.: Антоний, архиеп. Женевский и Западно-Европейский. Наша Церковь в современном мире – доклад III Всезарубежному Собору. Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. № 4. Женева, 1975. С. 2. См. также: www.russianorthodoxchurch.ws/STATII/vlanthonygenevachurch.htm
10
Всеволод (Филипьев), инок. Охранительство: сборник статей. М.: Паломник, 2004. Термин «охранительство» встречается в трудах архимандрита Константина (Зайцева).
11
Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. Беседа для «Русского Вестника», 16 марта 2004 г. / Вел инок Всеволод (Филипьев) // Церковное слово [Журнал Австралийско-Новозеландской епархии]. 2004. № 3. С. 6.
12
Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии. 1960. Т. VI. С. 14.
13
Там же. С. 28.
14
Там же. С. 34 («Церковность или политика?»).
15
Аверкий (Таушев), архиеп. Слова и речи. Т. I. Джорданвилль, 1975. С. 263.
16
Петрушева Л. И. (сост.). Дети русской эмиграции. М.: Терра, 1997.
17
«Архиепископ Иоанн (Максимович): Архипастырь, молитвенник, подвижник». Сан-Франциско: Издательство Западно-Американской епархии РПЦЗ, 1991. С. 198.
18
См., например: Всеволод (Филипьев), инок. Указ. соч. С. 17–18.
19
Попытка японских оккупационных властей в Маньчжурии внедрить культ поклонения богине Аматэрасу Оомиками встретила решительный отпор митрополита Мелетия Харбинского (из воспоминаний харбинцев); давление фашистов в начале войны на митрополита Анастасия в Югославии с целью добиться от него пропагандистского послания к русскому народу также не увенчалось успехом (см.: Ко дню 50-летия архиерейского служения Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви: Юбилейный сборник. Джорданвилль, 1956. С. 19).
20
Ключевский В. О. Церковь и Россия: Три лекции. Париж: YMCA-Press, 1969. С. 44.
21
«Если нормативные решения Поместного Собора 1917–18 гг. принять в качестве точки отсчета, тенденция к уничтожению соборных начал, возникшая позднее, обнажается до очевидности, когда мы знакомимся с нормативными документами последующих Поместных Соборов и их осуществлением в епархиальной практике.
Боже меня сохрани считать такую тенденцию преднамеренной. Она проникла в церковное сознание контрабандой, и ее необходимо развенчать как экклезиологическую ересь…» (Адельгейм Павел, иерей. Догмат о Церкви в канонах и практике. Псков, 2002. С. 176).
22
Адельгейм Павел, иерей. Указ. соч. С. 224.
23
Игнатич Т. Этапы спуска // Вече. 1993. № 51. С. 73.
24
См.: Адельгейм Павел, иерей. Указ. соч. С. 126–131.
25
Аверкий (Таушев), архиеп. Указ. соч. Т. II. С. 452–459.
26
Перепелкина Л. Экуменизм – путь, ведущий в погибель. Санкт-Петербург, 1992.
27
Константин (Зайцев), архим. Подвиг русскости перед лицом зреющей апостасии // Православный путь. Ежегодник. Джорданвилль, 1963. С. 3–33.
28
Seraphim (Rose), Fr. Orthodoxy and the Religion of the Future. Second edition. 1979. Эта книга и другие труды о. Серафима Роуза пользуются популярностью в России (в переводе).
29
«… Появились признаки, по которым явление сына погибели можно ожидать в ближайший период истории…», говорится в Окружном послании Собора епископов 1984 г. (Церковная жизнь. 1984. № 1–2. С.15).
30
Митрополит Сергий в своей декларации 1927 г. цитирует эти слова святого патриарха Тихона, но истолковывает их совсем иначе, будто патриарх надеялся договориться с советской властью за этот срок о легализации Церкви (см.: Никон (Рклицкий), архиеп. Указ. соч. С. 223–224, прим.).
31
Поэтому (по объяснению толкователей Евангелия) Господь запрещал исцеленным рассказывать о Его чудесах.
32
Известны высказывания митрополита Виталия в таком духе. В посланиях Архиерейских Соборов РПЦЗ 1980–1990-х гг. встречаются подобные выражения.
33
Аверкий (Таушев), архиеп. Чего мы еще не потеряли и что мы должны беречь как зеницу ока. Указ. соч. Т. II. С. 132–133.
34
Филарет (Вознесенский), митр. Духовное завещание // Православная Русь. 1994. № 23. Всеволод (Филипьев), инок. Указ. соч. С. 198–199.
35
См.: Виталий (Максименко), архиеп. Молитвы моей жизни. Джорданвилль, 1955; переиздана как приложение к Свято-Троицкому календарю на 2006 г.
36
См.: Церковное слово [Журнал Австралийско-Новозеландской епархии]. 2003. № 9.
37
Антоний, архиеп. Женевский и Западно-Европейский. Цит. соч. С. 14.
38
«Святитель Иоанн… признавал каноничность Московской Патриархии только временно, как вынужденную меру – до выяснения существования Заграничного Синода…» См.: Лукьянов Валерий, прот. Святой Иоанн Шанхайский после Второй мировой войны: Историческая справка. Лейквуд, Нью-Джерси, 2005. С. 8.
39
Никон (Рклицкий), архиеп. Там же. С. 263.
40
Полный текст Послания 1933 г. помещен там же, с. 269–299.
41
Архиепископ Виталий (Максименко) передает слова митрополита Антония в 1935 г., когда первый уезжал в Америку: «Скажи им, что мы не добиваемся властвования, но единства Церкви: пусть они живут по своим внутренним порядкам, мы туда не вторгаемся, а когда они обратятся по какому делу к нам, мы готовы им помочь» (op. cit., с.123). См. Жизнеописание Блаженнейшего Антония… Т. VII. С. 336 – касательно умилительной сцены чтения митрополитом Антонием разрешительной молитвы над митрополитом Евлогием. Сделав это, митрополит Антоний взаимно просил прощения у последнего и просил его прочитать над ним ту же молитву (Там же. С. 333–338).
А вот характеристика митрополита Анастасия, данная епископом Аверкием в 1956 г.: «Будучи очень строгим к себе и чрезвычайно снисходительным по отношению к другим, готовым на максимальные уступки, что вызывает иногда естественное беспокойство у многих ревнителей нашей веры и Церкви, наш владыка митрополит Анастасий бывает мягок и уступчив лишь до известного предела, дойдя до которого обнаруживает обыкновенно большую твердость в отстаивании вековых канонических устоев Церкви» (Аверкий (Таушев), архиеп. Указ. соч. Т. I. С. 179).
42
Текст «Временного положения… 1935–36 гг.» опубликован на сайте Синода РПЦЗ: www.synod.com
43
Известный упрек приехавшего в Россию французского философа-просветителя Дидро: «Иисус Христос ходил пешком, а вы ездите в карете шестерней», – относился, однако, к митрополиту Московскому Платону (Левшину). – Примеч. ред.
44
Воспоминание Игоря Владимировича Перекрестова, который был в то время секретарем приходского совета Покровского собора г. Мельбурна.
45
Воспоминания Анастасии Ивановны Павловой, прихожанки Мельбурнского собора с 1949 г., и других прихожан.
46
См. письмо Блаженнейшего митрополита Антония Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Новгородскому: Никон (Рклицкий), архиеп. Указ. соч. С. 265–266.
47
Родзянко М. Правда о Зарубежной Церкви // Православная жизнь. 1976. № 6. С. 40.
48
Секретарь предсоборной комиссии по созыву IV Всезарубежного Собора РПЦЗ прот. Петр Перекрестов заканчивает свою беседу словами священномученика Вениамина Петроградского о том, что нужно «дать место благодати Божией» (Православная Русь. 2005. № 18. С. 11).
49
Свящ. Дионисий Поздняев в книге «Православие в Китае (1900–1997 гг.)» (М., 1998) пишет: «1 октября 1945 года делегации в составе епископа Ростовского и Таганрогского Елевферия и священника Григория Разумовского был выдан мандат № 1263 за подписью патриарха с поручением посетить Харбин и «восстановить находящихся в расколе» на территории Манчжурии архиереев» (С. 89).
Привожу свидетельство очевидицы одной сцены из посещения Харбина этой делегацией Зои Гавриловны Чемодаковой (урожд. Лучининой, †1983, Сидней, Австралия): «Благообразного епископа Елевферия сопровождал угрюмый священник. Харбинцы окружили их толпой. Посыпались вопросы о церковной жизни в Советском Союзе. Священник часто перебивал архиерея, отвечал за него. Какая-то старушка спросила, празднуют ли Пасху на Родине. Священник опять с готовностью ответил: «Если Пасха попадает на воскресный день – обязательно все празднуют». На это старушка воскликнула: «Батюшка! Да ведь Пасха всегда празднуется в воскресенье!» Священник покраснел, схватил архиерея и быстро потащил его к автомобилю. Сцена оставила удручающее впечатление». (Свящ. Григорий Разумовский, о котором здесь идет речь, не только вырос в церковной семье, но еще до революции закончил Московскую духовную академию, так что совершенно исключено, чтобы он не знал, что Пасха всегда празднуется в воскресный день. – Примеч. ред.).
Это, конечно, старый пример. Но мы имеем множество современных примеров административного произвола архиереев, благочинных, настоятелей и так далее в условиях внешней свободы. Создается впечатление, что как только они освободились от дедовщины уполномоченных, то сами стали отыгрываться на подчиненных. Нет теперь зависимости от уполномоченных, но появились богатые спонсоры, которые вносят много уродства в церковную жизнь России.
50
Архиепископ Андрей (Рымаренко), ученик преподобного Нектария Оптинского, в статье «Большевизм, гуманизм и наша эмиграция» пишет: «Наша церковная жизнь протекает главным образом внешне, внутренняя жизнь забывается» (Русское возрождение. № 34. 1986. С. 51).
51
Так называл Европу Ф. М. Достоевский.
52
См.: Никон (Рклицкий), архиеп. Указ. соч. С. 269.
53
Воспоминание архим. Алексия (Розентула), ныне настоятеля Преображенского монастыря в районе Бомбала, Новый Южный Уэльс, Австралия.
54
Воспоминание свящ. Симеона Кычакова, настоятеля Богородице-Скорбященского храма в Джилонге, штат Виктория, Австралия.
55
Нафанаил, архиеп. Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Изд. Комитета Русской Православной Молодежи Заграницей, 1991. С. 194.
56
См: Заявление участников девятого собеседования священнослужителей Русской Православной Церкви (Московского Патриархата и Зарубежной Церкви) на территории Германии // Вестник Германской Епархии. 1/1998. С. 53–54. Речь идет о собеседованиях между представителями Берлинской епархии РПЦ МП и Германской епархии РПЦЗ, проводившихся в Германии с 1993 по 1997 год; во главе собеседований стояли архиеп. Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ) и еп. (впоследствии архиеп.) Феофан (РПЦ МП), также по титулу Берлинский и Германский; подробнее см.: Николай Артемов, прот. Собеседования представителей клира двух Германских епархий (МП и РПЦЗ) 1993–1997 гг. как начало восстановления единства Русской Церкви // XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 302–324. – Примеч. ред.
57
См.: Журавский А. В. «Экклезиологическая и этико-каноническая позиция митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) в его воззрениях на церковное управление и церковно-государственные отношения» // История Русской Православной Церкви в XX веке (1917–1933). Материалы конференции. Петрозаводск, 2002. С. 318–349. – Примеч. ред.
58
Речь идет о имеющем состояться после подписания Акта о восстановлении общения между двумя частями РПЦ Поместном Соборе (Втором после Собора 1917–1918 гг.); в действительности такой Собор состоялся 25–26 января 2009 г., на нем был избран 16-й Предстоятель РПЦ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Примеч. ред.