Размер шрифта
-
+

Деяния IV Всезарубежного Собора. Русская Православная Церковь за границей - стр. 39

Нам необходимо урегулировать положение в Поместной Российской Церкви, как того требует «Положение о Русской Зарубежной Церкви», Устав, по которому мы живем и существуем. Интересно отметить, что комиссия по работе над «Положением о Русской Зарубежной Церкви» была назначена еще раньше, даже до 2000 года. Это показывает, что уже тогда было ясно, что наше «Положение…», наш Устав нуждаются в обновлении. А с 2000 года открылись новые возможности. И теперь «Положение…» может быть пересмотрено в зависимости от дальнейших решений – хотя бы отчасти, с учетом новых возможностей.

Здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идет о «соединении» или «слиянии», а о примирении и взаимном признании друг друга, об установлении евхаристического общения с Московским Патриархатом при сохранении нашей административной самостоятельности, ибо мы понимаем нужды нашего духовенства и паствы лучше, чем их понимают в Москве.

Мы не собираемся отступать от своих принципиальных позиций, в частности по вопросу экуменизма. Мы намерены продолжать выступать с решительным осуждением так называемой «теории ветвей» и всякого рода совместных экуменических молений, что и отражено в документах обеих церковных комиссий, уже одобренных Архиерейским Синодом. Мы видим, что в Московском Патриархате созрело восприятие нашего понимания и отношения к ереси экуменизма, и поэтому активно стремимся к тому, чтобы вся полнота Русской Церкви прониклась таким же отношением к ней.

Мы стремимся и к тому, чтобы вся Православная Церковь вернулась к своему первоначальному заявлению, принятому в Москве на Всеправославном совещании 1948 года. В этом отношении мы не идем на компромисс со своими заветными принципами, которыми мы руководствовались в течение последних десятилетий. Однако, живя в неправославном мире, мы всегда были открыты к диалогу со всеми, строго держась того, что это необходимо делать без всякого ущерба для веры и православного догматического учения. В наших официальных документах мы всегда придерживались умеренной экклезиологии и никогда не отрицали наличия благодати в Поместных Православных Церквах.

Нас радуют очевидные положительные процессы в жизни Церкви в России. Радуют и положительные явления, происходящие ныне в других Поместных Церквах. Например: Константинопольский Патриархат и Элладская Церковь в последние годы начали разрешать употребление старого календаря в монастырях и приходах как в Греции, так и за ее пределами. Недавно архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул обратился ко всем старостильникам Греции с предложением вступить в диалог на предмет уврачевания разделения в Греческой Церкви. В Американской Православной Церкви появились новые приходы, которые придерживаются старого календаря и строго-православных традиций.

Страница 39