Цивилизация будущего - стр. 21
Для начала рассмотрим первое предположение. История уже сталкивалась с утверждением, что такая желанная для многих мечта, как коммунизм, возможна только при условии, когда все люди станут ответственными.
Целое общество было подвержено воспитанию с целью поднятия уровня ответственности и достижения коммунистического строя. Необходимо признать, что эксперимент этот окончился неудачей. Нет свидетельств о том, что общий уровень ответственности по результатам этого воспитания вырос.
В этой работе нет намерения приводить множество исторических фактов и пускаться в пространные доказательства. Цель этой книги иная. Можно привести и другие примеры, а можно проделать работу длиною в жизнь, чтобы доказать нижеизложенное.
В итоге исследователь придёт к выводу, что подход, предусматривающий изменение характеристик человека, можно назвать утопическим и несбыточным. И если цивилизованность без повышения общего уровня ответственности и этики невозможна, значит для всего человечества она как таковая несбыточна. Переделывать духовные качества общей массы людей до сих пор никому было не под силу. У нас нет тренда значительного изменения упомянутых показателей.
С задачей повышения духовных качеств человечества до сих пор не справились церкви, с ней не справились ни идеологи, ни психологи, ни полиция, ни учителя.
Нельзя сказать, что уровень ответственности отдельного человека неизменный. Это не так. Но рассматривая вопрос цивилизованности, мы подразумеваем всё человечество, а не отдельно взятых людей.
Тогда у нас остаётся только один шанс – доказать правильность второго предположения. Если это утверждение окажется правдой, то есть вероятность привести мир к высокому уровню цивилизованности. А если и здесь неудача, значит мы обречены жить в несовершенном мире.
Прежде всего, следует отталкиваться от идеи, что человек как вид за последние несколько тысячелетий не изменился. Большинство учёных склонны считать, что Человек разумный появился около 200 000 лет назад. Однако с тех пор он мог претерпеть некоторые изменения, в том числе по причине смешивания с другими видами Homo. Кроме того, трудно судить об изменениях человека, основываясь только на останках.
Более ясную картину даёт нам история, в которой присутствует письменность. Именно исходя из изучения многочисленных исторических артефактов можно заключить, что менялась культура человека, его уклад жизни, технологическое развитие, но сам по себе человек остался всё тем же видом, что жил несколько тысячелетий назад. И, следовательно, есть высокая вероятность, что он и в дальнейшем останется тем же видом.