Цивилизация будущего - стр. 23
При решении этой проблемы возникло предположение, что цивилизованность к духовным качествам не относится. По всей видимости, она в большей степени является понятием социальным.
В таком случае более точный вопрос звучал бы так: может ли человек стать высоко цивилизованным при своих природных духовных качествах, которыми он обладает уже как минимум несколько тысячелетий?
И, чтобы не держать нетерпеливого читателя в напряжении, скажем сразу. Рассматривая вопрос всесторонне и тщательно. Заново проверяя множество фактов, удалось определить, что отдельный представитель человечества, как и вся его совокупность, обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы сделать этот мир цивилизованным. Человек, каким мы его знаем на протяжении тысячелетий, обладает достаточным уровнем ответственности, этики, порядочности и прочими качествами, чтобы жить вполне цивилизованно.
Следует рассмотреть некоторые рассуждения, которые сделают такие выводы более очевидными, и помогут их сделать более удобными для понимания.
Итак, если человек как вид является относительно стабильным, то совершенно нельзя сказать того же о цивилизованности, и о цивилизации в целом. То, каким образом изменилась цивилизация за последние несколько тысяч лет является очевидным. Нет никакой необходимости углубляться в этот вопрос, так как примеры развития цивилизации можно наблюдать буквально в любой части нашего окружения.
Стало ли человечество за последние тысячелетия более цивилизованным, вопрос более сложный. Ответ на него не столь очевиден, а сам предмет может вызвать споры. В окружающем нас мире мы можем наблюдать массу цивилизованных явлений, но и нецивилизованных явлений в нём тоже достаточно.
Наш окружающий мир начинён смертельно опасным оружием, способным уничтожить нас всех. Этот факт не может соответствовать определению цивилизованности. Смертоубийственное оружие, каким располагают сегодняшние армии, относится к цивилизации. Но если определить его место на лестнице цивилизованности, то оно займёт крайне низкое положение, в диапазоне глубокого варварства. Сейчас не рассматриваются вопросы, по каким причинам было создано столько оружия. Мы лишь определяем уровень цивилизованности данного явления.
С другой стороны, проведя тщательный поиск, можно найти множество решений, уровень цивилизованности которых во впечатлительном человеке легко может вызывать восхищение. К таким примерам можно отнести всеобщую декларацию прав человека. Изучая её, приходит понимаем, что это крайне цивилизованный документ. И многие люди ему следуют. Несомненно, на ступенях цивилизованности эта декларация находится высоко.