Цивилизация будущего - стр. 22
Рассматривая Человека разумного, недостаточно судить лишь о его генетической структуре или об особенностях социального поведения. Человек тем и отличается от других родов, что ему также присуща духовная составляющая. Не принимать во внимание это качество было бы большой ошибкой. И если анализировать природные духовные качества человека, то и они остались примерно такими же, как и несколько тысячелетий назад.
Можно сделать некоторое заключение о возможности развития цивилизованности, если отделить это понятие от всех других качеств, присущих человеку от природы.
Иными словами, следует отделить цивилизованность от таких понятий, как ответственность, нравственность, этичность и прочих подобных качеств.
Сам факт, что человечество в целом имело на протяжении тысячелетий примерно такие же духовные свойства и показатели, как и человек, живущий в современности, подтверждается многочисленными источниками. Перечисление примеров того, что люди недалёкого прошлого в целом ничем не отличались от современных людей, излишне.
Схожее поведение человека сегодняшнего дня с человеком прошлого подтверждают как многочисленные исторические источники, так и многочисленные новостные статьи, риторика современных деятелей, а также общий политический ход событий. Сравнивая человека прошлого с человеком современным, действительно приходит на ум мысль, что история повторяется.
Очевидно, что базовые духовные ценности, принятые человечеством за последние тысячелетия, изменились несущественно. Присутствует примерно тот же набор базовых добродетелей, и примерно те же явления вызывают ненависть и отрицание. Любовь, забота о семье и детях по-прежнему считается – хорошо. Насилия и убийства в целом по-прежнему считается – плохо. Подобным образом в человеке сегодня наблюдается тот же набор эмоций, о каких мы можем читать в исторических источниках, а также произведениях искусства прошлого.
Да, можно сказать, что существуют радикальные группы, в которых ценности перепутаны. Однако они существовали и раньше. Поэтому и здесь всё стабильно.
И если, человек за тысячелетия всё же изменился, то не до такой степени, чтобы вызвать в нашем рассмотрении существенную переменную.
Таким образом, если цивилизованность является отдельным качеством, которое может развиться в относительной независимости от духовных человеческих качеств, то можно будет прийти к выводу, что цивилизованным может являться как человек с высокой социальной ответственностью, так и относительно безответственный. И если такой постулат является правдой, то нам также представится вполне возможным вообразить человека с относительно низким уровнем этики, и в то же время высоким уровнем цивилизованности.