Цивилизация будущего - стр. 25
Итак, для суда над восставшими было назначено две группы. Единственное различие между этими группами заключалось в их руководителях. Оба были уполномочены провести суд, обладая практически неограниченными полномочиями правосудия. В одном случае бунтовавшим сделали строгий выговор и отправили по домам. Во втором жестоко казнили тысячи человек.
Этот пример соответствует требуемым критериям поиска. На улаживание последствий конфликта было выделено большое число людей, проживающих в одно время, имеющих примерно одинаковый уровень ответственности и образования. Принцип распределения этих людей между двумя группами по большей мере оказался случайным. Однако методы, которыми пользовались эти люди находились на весьма разных уровнях цивилизованности. В одном случае решение можно назвать высокоцивилизованным, во втором случае низкоцивилизованным.
Теперь необходимо сделать предположение. Что если кто-то из первой группы исполнителей приговора случайно попал во вторую? Стал бы он казнить людей?
Очевидно, да. Причём, скорее всего, такие меры объяснялись бы логически самим исполнителем. Он мог бы использовать такие фразы, как: «начисто искоренить», «вырубить на корню», «уничтожить полностью, чтобы вновь не возникло». Таким образом, решения, характеризующие низкий уровень цивилизованности, объясняются различными способами, что является поводом для продолжения их существования.
Подобным образом можно видеть, что один и тот же человек сначала может поступать высоко цивилизованно, а в другой момент он способен совершить низко цивилизованный поступок.
И напротив, человек, который выбирает решения не самой высокой ступени цивилизованности, через некоторое время может начать себя вести цивилизованно.
Тогда возникает вопрос. Что влияет на уровень цивилизованности человека, его выбор в решениях и общий образ поведения?
В приведённом примере, по-настоящему низкоцивилизованным оказался служащий, ответственный за вынесение жестокого приговора. Не исключено, что и духовные качества этого человека были испорченными. Выходит, он будто бы заразил своей нецивилизованностью всех своих подчинённых.
И в противоположном случае, более цивилизованный руководитель, побудил и своих подчинённых поступить схожим образом. Личные духовные качества исполнителей приказа при этом никак не менялись.
Другим примером фактора, влияющего на уровень цивилизованности поступков людей, может служить юридический закон. Если обязать общество следовать закону, в котором содержится решение, противоречащее нашему определению цивилизованности, то люди, принявшие этот закон в качестве указания к действию, также понижают свой уровень цивилизованности.