Цивилизация будущего - стр. 26
Если закон говорит, что человека, чьё мнение отличается от мнения правящей партии, необходимо подвергать травле, заключению под стражу или казни, то исполнители предписаний этого закона автоматически опустят уровень своей цивилизованности до уровня содержания этого закона.
Таким образом, видно, что цивилизованность передаётся от человека к человеку множеством разных способов. Цивилизованность распространяется через воспитание, личные примеры, обучение, искусство, культуру и прочие социальные явления, основой которых является общение.
Можно признать, что в обществе идёт постоянная незримая борьба между более высокими уровнями цивилизованности и менее высокими уровнями этого важного явления.
В качестве общего итога этой главы следует сказать следующее: человек по своим природным свойствам вполне способен стать более цивилизованным без изменения своих духовных качеств. И если на это способен один человек, то и человечество в целом имеет все шансы добиться идеалов цивилизованности. И значит, есть потенциал для развития в этом направлении.
А мы продолжим изучение предмета цивилизованности дальше.
Глава Пятая. Является ли цивилизованность работающей?
Прежде чем приступить к основным частям данного изложения, следует рассмотреть ещё один вопрос: является ли цивилизованность для человечества правильным путём развития?
Этот вопрос не требует пространных рассуждений, так как доказать желательность цивилизованности легко. Выше уже отмечалось, что существует тренд, при котором неработающие решения отметаются, а работающие приживаются. В таком случае, будет важно понять, является ли цивилизованность работающим направлением или же она бесперспективна?
Иными словами, что даёт лучшие результаты: войны – как признанно нецивилизованное решение или мир? Казни или помилования? Штрафы или забота?
Для ответа на этот вопрос нам снова следует обратиться к футурологии и посмотреть на тенденции. Для этого нужно лишь отследить, в какую сторону склоняется большинство из решений людей на протяжении веков – в более цивилизованную или же в менее цивилизованную. Если тенденция говорит нам о более цивилизованных предпочтениях, значит именно они и являются наиболее работающими, и таким образом, желательными. А если большинство решений склоняются в менее цивилизованную сторону, значит именно они и более эффективны.
Чтобы провести такой анализ, можно было бы выявить две категории решений. Первая категория содержала бы очевидно низкоцивилизованные решения такие, как войны, порабощение, принуждение и прочие. Вторая категория содержала бы бесспорно высокоцивилизованные решения. К ним можно отнести: мирное решение конфликтов, развитие образования, свободное общение людей и прочие подобные явления.