Цивилизация будущего - стр. 20
Видимо, некто, обладающий более высоким социальным осознанием, чем просто холодный убийца, придумал способ сажать конкурентов в тюрьму. С точки зрения цивилизованности, это прогресс. Временное содержание в неволе можно рассмотреть, как действие более цивилизованное, чем убийство или инвалидность.
Закономерно возникает следующий вопрос: а можно ли придумать решение ещё более цивилизованное, чем заключение под стражу?
Задаваясь подобным вопросом снова и снова, мы в итоге можем предположить решение, которое приближено к идеалу цивилизованности. Такое решение будет в максимальной степени соответствовать вышеприведённому определению цивилизованности. Но даже в этом случае, нет причин утверждать, что когда-нибудь человечество не найдёт способ ещё более усилить этот идеал.
Таким образом, цивилизованность подобна лестнице, на нижних ступенях которой расположены решения, которые, скорее, можно назвать нецивилизованными или варварскими, а на верхних ступенях будут располагаться решения, приближенные к идеалу.
Человечество и его разные сферы деятельности всегда находятся на какой-то из ступеней цивилизованности. Для нас такое представление является крайне важным, так как у нас нет необходимости сразу же пытаться прыгнуть на вершину этой лестницы. Если человечество шаг за шагом будет поднимать уровень своей цивилизованности вверх, то это уже будет победа. Пусть, если мы сразу не достигнем идеалов, то хотя бы у нас появляется возможность к ним приближаться.
Но сразу же возникает второй вопрос: а способно ли человечество вообще достичь идеалов цивилизованности? Или оно безнадёжно остановится на какой-то из ступеней, и дальше ему пути нет?
В поисках ответа на вышеуказанный вопрос можно сделать два основных предположения.
Первое будет звучать так: человечество способно подняться к вершинам цивилизованности, но только при конкретных условиях. Лишь тогда мы сможем построить цивилизованное общество, когда общая масса людей поднимется на новый уровень духовного развития. Иными словами, когда большинство индивидуумов из массы людей станут более ответственными, более осознанными и этичными. Можно предположить, что человек достигнет высоких уровней цивилизованности, если станет порядочным, высокоморальным и нравственным.
Второе предположение будет противоречить первому. И звучать оно будет примерно так: человеку вообще никак не нужно менять свои базовые духовные характеристики. Он может оставаться таким, каким он и был на протяжении тысячелетий. Для создания цивилизованного общества индивидууму не обязательно становиться более ответственным, этичным или нравственным. Человек уже в достаточной степени обладает всеми качествами, чтобы создать цивилизованный мир.