Ценности и принципы исламской экономики - стр. 20
б. Богатство не есть мерило преимущества и превосходства.
в. Привязанность к мирской жизни и ее атрибутам, в том числе к богатству, является источником многих личных и общественных пороков.
г. Богатство, которое помогает человеку совершенствоваться, приветствуется исламом.
д. Богатство должно стать средством реализации исламских ценностей, и в таком случае его накопление не только дозволено, но и считается богоугодным делом.
Выгода
Принцип извлечения выгоды – это краеугольный камень и несущая опора капиталистической экономической системы. Западные экономисты считают этот принцип основой роста производства и поддерживают его. Их определение выгоды и убытка ограничивается выгодой и убытком в мирской жизни, и потому они считают конечной целью человека умножение удовольствий и сокращение материальных убытков.
Да, стимул извлечения выгоды приводит к ощутимому материальному выигрышу, но именно он также становится главной причиной экономических проблем – таких как инфляция, стагнация, монополия, социальные пороки и, наконец, колонизация целых народов и стран. Поэтому до сих пор одна из фундаментальных проблем капиталистического и социалистического обществ – это разрешение противоречия между личными и общественными интересами и социальной справедливостью. Специалисты все еще не решили эту проблему. В капиталистическом мышлении изначально представлялось, что экономическая свобода самопроизвольно решит эту задачу. И потому был предложен закон Сэя[20] об общем балансе, полной занятости и полной конкуренции. Однако по прошествии некоторого времени несостоятельность этого закона стала очевидной, и теперь капиталистическое общество признает необходимость вмешательства правительства в экономику с целью обеспечения общих интересов.
Экономисты-социалисты хотели решить это противоречие путем коллективизации и запрета частной собственности на средства производства. Но поскольку основа их идеологии была материалистической, а в материалистической идеологии нет места нравственным ценностям, постольку было бы неразумно и нелогично надеятся, чтобы человек отказался от личных интересов в пользу чужих. В итоге призыв к коллективизации так и остался лозунгом, а социалистические общества понесли большой урон от этой идеи. Они подавили личные стимулы, а идеи коллективизации не смогли заменить их. Поэтому дух членов социалистических обществ, подобно капиталистическим, остался в плену материальных ценностей и стал с удвоенной силой извлекать личную выгоду из новых экономических отношений. В итоге социальные противоречия стали проявляться в новых обличиях, пока эта система не развалилась.