Ценности и принципы исламской экономики - стр. 19
В следующих главах мы разъясним фундаментальные понятия и цели исламской экономики, а также рассмотрим понятия экономической свободы и социальной справедливости.
Глава третья
Фундаментальные понятия исламской экономики
В этой главе мы приступим к разъяснению таких ценностных понятий, как богатство, выгода, комфорт, аскетизм, бедность, труд и занятость, собственность, сотрудничество и конкуренция, редкость, общество и развитие общественных интересов.
Богатство
Поскольку во многих аятах и преданиях осуждается привязанность к мирской жизни и имуществу, у людей может сложиться такое впечатление, что ислам порицает богатство и призывает всех мусульман полностью отказаться от него. Такая позиция может привести к застою производства и ослаблению экономических ос нов. Но если внимательно вчитаться и вдуматься в аяты и хадисы, можно понять, что богатство не осуждается в категорической форме. В них лишь запрещается делать его своей конечной целью. Они осуждают тех, кто считает материальное богатство смыслом своей жизни, стремится любым способом увеличить свое состояние и считает его мерилом ценности и почтенности людей. Ислам считает таких людей заблудшими невеждами.
В одних аятах Корана указывается на то, что богатство не является критерием, позволяющим судить о превосходстве богатого человека над другими[7]. Оно не увековечит его в этом мире[8], не поведет прямой стезей и не спасет от Божьей кары, если он ее заслужил[9]. Главная причина многих личных и общественных пороков и несправедливостей заключается в чрезмерной любви и привязанности к богатству[10]. А другие аяты и предания приветствуют приобретение и расходование богатства ради высоких целей и даже признают его необходимость ради сохранения общества и удовлетворения правильных людских потребностей. Поэтому мы можем увидеть, что многие материальные блага называются такими словами, как «божественные благоденствия»[11], «удел»[12], «блага»[13], «дары»[14], «милость»[15], «добро»[16] и т. п. Также в них осуждается запрещение материальных благ и наслаждений и отказ от них. В преданиях также говорится, что нежелательно отказываться от физических удовольствий[17]; что золото и серебро – это Божьи дары для удовлетворения людских нужд[18] и что накопление состояния ради обеспечения своей семьи и поддержки нуждающихся людей есть один из способов поклонения Богу[19].
Таким образом, изучив эти аяты и предания, мы можем сделать следующие выводы:
а. Приобретение и накопление богатства как конечная цель ради самого богатства осуждается.