Размер шрифта
-
+

Ценности и принципы исламской экономики - стр. 23

. В коранических аятах и изречениях непорочных имамов это чувство называется «гордыней» и «изнеженностью» и сурово осуждается[33]. В них говорится, что чаще всех против Божьих пророков восставали именно такие заносчивые и изнеженные роскошью люди[34] и что их пороки всегда передаются всему обществу, и потому из-за них другие тоже понесут наказание[35]. Привязанность к роскоши приводит к тому, что человек забывает о Боге, о Судном дне и о других людях, особенно о бедных[36].

Роскошь приветствуется исламом только тогда, когда используется в угоду Богу, ради самосовершенствования и улучшения своего положения в грядущей жизни[37]. Но привязанность человека к мирской жизни преграждает ему путь к совершенству и низвергает его в пучину пороков[38]. Также привязанность к роскоши порождает чувства высокомерия, тщеславия, самодовольства и бахвальства своими способностями и возможностями. Все эти последствия роскошной жизни резко осуждаются в аятах Корана и изречениях имамов. Некоторые аяты даже гласят: «Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов»[39]; «Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: “Напасти оставили меня в покое”. Он начинает ликовать и бахвалиться»[40]. Существует множество преданий, в которых осуждается использование своих особых возможностей лишь ради того, чтобы удовлетворить свое самолюбие и тщеславие[41].

Самоотречение

Здесь возникает вопрос. Если красивая и комфортная жизнь приветствуется исламом, то почему многие предания, особенно изречения Имама Али, призывают к отречению от удовольствий и наслаждений мирской жизни? Для того чтобы разъяснить позицию ислама по этому вопросу, вначале необходимо разъяснить смысл самоотречения с точки зрения ислама, а затем рассмотреть причины призыва к отказу от красот мирской жизни.

Слово «зухд» («самоотречение») в арабском языке означает «равнодушие» и «безразличие». В самом Коране это слово использовано лишь один раз и только в его прямом значении[42].

Внимательно прочитав предания, мы придем к выводу, что самоотречение, с точки зрения ислама, означает безразличие и равнодушие к мирской жизни и ее красотам, таким как богатство, власть, статус. В этом смысле самоотречение не противоречит обладанию мирскими красотами, потому что богатство, власть и статус не имеют для мусульманского аскета сущностной ценности и не являются его конечной целью.

Самоотречение, которое проявляется в духовном состоянии человека, является одним из лучших качеств верующего человека и всегда приветствуется. В этом смысле самоотречение означает свободу человека от оков своих страстей и привязанности к мирской жизни. Достижение человеком более высоких степеней совершенства возможно только укреплением такого духа в себе. Таким образом, материальные вещи не смогут поработить его и сбить с пути самосовершенствования. Во многих преданиях

Страница 23