Размер шрифта
-
+

Богословские работы И. Сикорского - стр. 24

Соловьев хорошо очертил две различные точки зрения, существующие по этому вопросу. Это отличие не всегда понимаемо, и многие из современных, в том числе религиозных, людей берут первое из них как бесспорное, считая последнее давно отжившим предрассудком. Именно в этом случае зло понимается как слабость, недостаток добра и ума или пережиток нашего животного происхождения, то есть частью нашей натуры, в то время как возрастание разума и доброй воли в людях явилось бы надежным и достаточным лекарством. Божья помощь рассматривается как полезная, но не необходимая.

Объект нашего рассмотрения относится скорее к сфере духовного, чем материального или разумного. Непосредственное изучение этого предмета с помощью наших интеллектуальных способностей и логических доказательств является невозможным, но, поскольку решение его остается вопросом веры, лучшее понимание этого противоречия может быть получено использованием хорошо известного метода аналогий с явлениями, имеющими место в нижнем уровне существования. Давайте рассмотрим физическую часть человека – его тело, представив при этом, что факторы, содействующие здоровью и силе, являются аналогом добра и благожелательности, а факторы, дающие страдания и болезни, являются представителями зла. Подобное сравнение представляется вполне оправданным. Можем ли мы считать, что любая болезнь может быть побеждена простым улучшением общего состояния здоровья и улучшением питания, жилищных условий, свежим воздухом, достаточным отдыхом и т. д.? Хорошо известно, что это не так. Мы знаем, что страдания и болезни, вызываемые недостаточным питанием, тяжелой работой, недостатком свежего воздуха, физическими повреждениями, могут быть успешно преодолены подобными методами. Это соответствует утверждению, что доброта и благожелательность достаточны для изгнания «зла» в таких случаях.

Но мы знакомы с недомоганием совершенно другого происхождения. Давайте рассмотрим холеру или некоторые виды чумы. При вспышке эпидемии молодые и сильные умирают точно так же, как слабые и увечные. Лучшая пища, одежда, отдых и т. д., то есть аналоги доброты и благожелательности, не имеют практически никакого значения для противостояния этим болезням или предотвращения их распространения.

Болезни этой второй группы являются несравненно более ужасными, чем недомогания первой категории. Истории известны случаи, когда более половины населения страны умирало от эпидемий, население целых деревень погибало от болезни и волки и другие твари приходили питаться трупами, ибо некому было их хоронить. Даже менее опасная болезнь из этой группы – оспа – всего лишь 100 лет назад причиняла больше смертей в цивилизованных странах, чем было убито людей в Первую мировую войну.

Страница 24