Богословские работы И. Сикорского - стр. 23
Другими словами, как бы странно это ни звучало для современных людей, Молитва указывает нам, что нужно просить не о мужестве и решимости выиграть определенную битву, но о помощи Господней о предотвращении этой битвы. Из трех фраз второй части Молитвы именно эта содержит глубочайшую тайну и, по моему убеждению, прикасается к наиважнейшим, равно как и самым драматичным факторам земного существования. Происхождение и источник величайшей трагедии жизни отдельных людей и наций могут быть прослежены до таинственных глубин этих одиннадцати слов в большей степени, чем в любом другом случае. Это утверждение противоречит общепринятой материалистической интерпретации жизни и истории, но я убежден, что оно гораздо ближе к истине.
Огромная трудность понимания этой части Молитвы ни в коей мере не ограничивает ценность нашего пользования ею до тех пор, пока мы сохраняем доверие ее Автору. Это положение можно высказать следующими словами: мы предупреждены об опасности, мы проинформированы о том, что наших собственных сил недостаточно, чтобы противостоять врагу, и мы проинструктированы просить помощи у Бога. Является очевидным, что человек должен делать все возможное, чтобы сопротивляться любому дьявольскому соблазну, но не может рассчитывать на успех в действительно серьезных ситуациях, если не будет испрошена и получена Божественная помощь.
Основная тема, содержащаяся в первой части предложения, выражена словом «искушение». Значение этого слова общеизвестно. Существуют многочисленные правдоподобные объяснения, многие из них могут быть представлены чем-то вроде сделки, в которой что-то низкокачественное приобретается за счет пожертвования более высокой ценностью. Основное содержание второй части фразы связано со словом «лукавый». В целом предложение очевидно упоминает две фазы единой темы и обозначает, что идеи соблазна и зла (лукавого) взаимосвязаны. Это – значение слова «лукавый», которое представляет противоречивый субъект и наполнено тайной.
Очень интересное обсуждение этого субъекта включено в последнюю работу В. Соловьева, знаменитого ученого в области русской религиозной философии конца XIX века. «Три беседы» были написаны им в 1900 году, за несколько месяцев до его смерти. Придавая большое значение предмету обсуждения, Соловьев начинает введение в свою работу следующими словами: «Является ли зло всего лишь слабостью, естественным недостатком, который постепенно исчезнет сам по себе, в то время как добро будет прибывать, или же это реальная, активная сила, управляющая миром, используя соблазны, противостоять которым с успехом можно лишь, опираясь на поддержку реальности другого порядка?»