Богословские работы И. Сикорского - стр. 22
Последние семь слов этой фразы содержат ясное предупреждение. Это – прямое требование к человеку о прощении его личных врагов, прекращении всех дурных мыслей против них перед тем, как начать молиться о собственном прощении. Требование, данное Основателем христианства в этой фразе, является вполне определенным, и человек, пользующийся молитвой, не может пренебречь им без риска оставления собственной молитвы безответной. Значение этого требования не должно быть расширено сверх хорошо обозначенных границ. В старые времена христианский монах, комментируя эту тему, сказал, что человек должен жить в мире со всеми другими людьми, включая врагов, но не врагов Бога. Представляется определенным, что это, равно как и другие Евангельские изречения, не освобождает человека от его обязанности разоблачать и противодействовать подобным силам как несущим угрозу высшим ценностям. Определение этих сил и распознание действительных врагов Господа представляет другую проблему, обсуждение которой находится за рамками данного исследования. В этой связи важно упомянуть, что тот, кто искренно ищет правду в этих вопросах, обычно приобретает способность к распознанию. Размышление над этой фразой не может не восхитить нас замечательной точностью в использовании выражений, которая является отличительной особенностью Божьей Молитвы. Например, слова «прости нам наши грехи, как мы прощаем грехи других людей» оставили бы множество путей для противоречивых интерпретаций. Настоящее же предложение «яко и мы оставляем должником нашим» является определенным и не оставляет сомнений в его истинном значении. Нам приказано прощать ущерб или оскорбление, нанесенные нам.
Основной смысл рассматриваемой фразы – это польза, получаемая произносящим молитву, но кроме того она содержит и практические результаты в определении его отношения к собратьям, а также убеждение его к оставлению дурных чувств и личной неприязни. Это содействует тому, что называется очищением духовной атмосферы, процесс, являющийся более важным, чем представляется большинству людей.
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»
Безграничное сострадание и добрая воля Автора Молитвы ко всему человечеству широко известны и признаны, но я думаю, что еще недостаточно подчеркнуто, что Ему было присуще абсолютное понимание человечества и поэтому Он не испытывал никаких иллюзий касательно ограниченности и греховности людей. Человеческая беспомощность и слабости, делающие человека восприимчивым к соблазнам, принимаются Автором Молитвы как данность. Он не предлагает молитву об отваге и силе, чтобы противостоять соблазну. Человеку даны указания, чтобы он молился об избежании опасных условий.