Размер шрифта
-
+

Богословские работы И. Сикорского - стр. 25

Все попытки победить эти болезни были практически бесполезны, пока не было открыто, что они вызываются не слабостью или неполноценностью человеческой анатомии, но атакой дьявольской силы – в этом случае болезнетворными микробами, проникающими снаружи и причиняющими страдания и смерть.

В настоящее время во всех цивилизованных странах медицинская наука держит подобные заболевания под контролем, и мы с трудом представляем себе несчастья, причиняемые этим физическим злом в прошлом.

Мы не можем знать, до какой степени рассмотренная картина материального мира подобна миру духовному, ибо наши знания об этой действительности недостаточны. Допуская некоторую аналогию между физическим и духовным злом, мы все же не можем ожидать, что первая является просто масштабной моделью второй. Тем не менее следующие несколько заключений представляются резонными.

Наличие зла в физической и духовной плоскостях человеческого бытия является очевидным. Мудрейшие мужи выражали удивление, что оно существует в таком количестве. Мы видели, как в физическом плане бытия зло является из двух совершенно разных источников, один сопряжен со слабостью и несовершенством нашего тела, другой же является результатом проникновения и отравления совершенно чужеродной, злой силы. Нет никакой убедительной причины, чтобы отрицать возможности некоторого подобия с духовным порядком нашей земной жизни.

Обращаясь к способности организма сопротивляться, мы видим, что в физическом плане решительная победа была одержана, когда разум, подобный пастеровскому, взял в свои руки битву с ужасным физическим врагом. Интеллект Пастера явился в данном случае силой высшего порядка по сравнению с бактерией. Расширяя аналогию, мы можем предположить существование таинственных сил зла в духовном порядке нашей земной жизни. Согласно Соловьеву, человек может успешно отражать эти силы, только если он имеет в духовной жизни поддержку высшей силы, чем его собственная.

Вышеупомянутое заключение Соловьева должно быть понимаемо как относящееся к случаям, когда человек или нация сталкивается с действительно серьезным проявлением зла. Такие тривиальные прегрешения, как азартные игры, пьянство, пороки и преступления, могут и должны быть преодолеваемы волей самого человека, и можно легко найти множество неверующих людей, которые никогда не просили Бога о помощи, но тем не менее вели достойную жизнь и противостояли подобным искушениям.

На вопрос, что такое зло, часто отвечают ссылками на азартные игры, пьянство, пороки и преступления. Такой ответ бесспорен, но указывает только на вторичное проявление зла. Почти все признают, что пьяницы, игроки и преступники мало что стоят для Бога и вредны для общества, но лишь немногие видят, что, в переносном смысле, они столь же незначимы в глазах дьявола, поэтому действительно опасная дьявольская агрессия выбирает, как правило, другое направление.

Страница 25