Размер шрифта
-
+

Богатство идей. История экономической мысли - стр. 71

.

В действительности проблема обеспечения морального оправдания частной собственности обычно не фигурировала среди вопросов, рассматриваемых экономистами того времени. К примеру, Петти рассматривал только проблему анализа функционирования общества, основанного на частной собственности, что можно увидеть, когда он предлагает изменения (такие как институт земельного реестра) с целью избежания потерь, связанных с неопределенностью прав собственности; Смит рассматривал правовые институты, на которых основана частная собственность, как результат эволюционного процесса, который, даже если он не всегда ведет в направлении прогресса, бесспорно способствовал улучшению положения вещей, благоприятствуя росту разделения труда и тем самым росту производительности и благосостояния. Ко всем этим аспектам мы вернемся в следующей главе.

Что касается дискуссии об отношении человека и общества, то мы можем последовать за Боббио [Bobbio, 1989, p. 3–10] и выделить две противоположные модели: модель естественного права и аристотелевскую версию[154]; первая основана на дихотомии между естественным и гражданским состоянием, а последняя рассматривает современные государственные структуры как результат процесса, изначально начавшегося в естественной социальной единице, т. е. в семье.

Теория естественного права рассматривала государство как «антитезис естественного состояния», последнее характеризовалось максимальной индивидуальной свободой и, как следствие, «борьбой всех против всех». Эта ситуация может быть преодолена не в результате неизбежного естественного процесса, а как завоевание разума, приводящего людей к ассоциации в соответствии с общепринятыми соглашениями. Здесь мы сталкиваемся с одним из наиболее современных элементов доктрины естественного права: по выражению Боббио, «консенсус является принципом легитимизации политического общества, в отличие от любой другой формы естественного общества и, в частности, семейного общества и общества собственников» [Ibid., p. 4].

Напротив, аристотелевская модель начинает с семьи, рассматривая ее как естественную форму ассоциации, а также в ее конкретной исторической форме: из семьи возникает государство, представляя собой естественный результат постоянного процесса развития. Подобно семье, из которой оно возникло, государство, основополагающими элементами которого являются не изолированные индивиды, а социальные ячейки, подобные самой семье, имеет естественную иерархическую структуру. Не консенсус, а «природа вещей» была принципом легитимизации политического общества.

Страница 71