Богатство идей. История экономической мысли - стр. 70
Локк также принимал участие в дискуссии о необходимости новой чеканки серебряной монеты, которая, вследствие постоянной порчи, потеряла в среднем как минимум 20 % своей стоимости. Среди активных участников этой дискуссии мы находим, наряду со многими другими, Джозайю Чайлда, Николаса Барбона, Чарлза Давенанта и Исаака Ньютона.
Другой аспект мысли Локка, который стоит здесь упомянуть, касается его представлений о частной собственности как о естественном праве человека. Эта аргументация развивается им в «Двух трактатах о правлении» (1690), особенно в пятой главе второй книги («О собственности»). Основанная на трудовой теории ценности определенного рода[150], она противостоит идеям Гоббса и представителей доктрины естественного права, таких как Гроций и Пуфендорф, полагавших, что частная собственность была учреждена при помощи соглашения (или «общественного договора»), совершившего переход от естественного состояния к организованному обществу, а значит, имеет договорную природу[151].
Локк начинает свою аргументацию с утверждения, что земля и все низшие существа изначально принадлежат всем людям сообща. Однако он доказывает, что
…каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав. Мы можем сказать, что труд его тела и работа его рук по самому строгому счету принадлежат ему. Что бы тогда человек ни извлекал из того состояния, в котором природа этот предмет создала и сохранила, он сочетает его со своим трудом и присоединяет к нему нечто принадлежащее лично ему и тем самым делает его своей собственностью ([Locke, 1690, p. 130: II.27; Локк, 1985, с. 277:27]; курсив оригинала)[152].
Интерпретируя этот отрывок, мы должны помнить (ср. [Deane, 1989, p. 29]), что значение понятий труда и капитала у Локка является более широким, чем в его обычном употреблении. Труд в значении, которое Локк придает этому слову, включает все виды производительной деятельности – предпринимателя в той же самой степени, что и наемного рабочего – и тем самым составляет источник любого богатства, а также религиозный долг каждого индивида. Подобным образом, по определению Локка, собственность подразумевает не только частную собственность в ее обычном смысле, но также и фундаментальные права человека: «жизни, свободы и владения, что я называю общим именем “собственность”» [Locke, 1690, p. 180: II.123]. Только если использовать термины «труд» и «собственность» в их обыденном значении, а не в том точном смысле, который им придавал Локк в приведенной выше цитате, комментаторы могут воспринять его аргументацию как преимущественно направленную на «оправдание» экономической системы, основанной на частной собственности на средства производства. Мы же должны, скорее, рассматривать его аргументацию как реакцию на доктрину «общественного договора», особенно гоббсовскую, и на заключения, к которым она приводит, благоприятствуя политическому абсолютизму. Таким образом мы можем увидеть в Локке защитника прав индивида против государства, отрицающего, что это последнее должно идентифицироваться с Левиафаном. Это предполагает также защиту частной собственности не только на средства к существованию, но и на те средства производства, а именно земли, которые были фундаментальными во всё еще в основном аграрной экономической системе. Мы должны помнить, что Локк смотрел критическим взглядом на общество своего времени, в котором еще были живы остаточные элементы феодализма и в котором политическая власть все еще играла важную роль как источник (а не просто как гарант) прав собственности и произвольно вмешивалась в распределение богатства