Богатство идей. История экономической мысли - стр. 40
В том же духе (и, возможно, не без влияния трактата Серра) была написана работа влиятельного автора Томаса Мана (1571–1641), англичанина и управляющего директора Ост-Индской компании[86]. Защищая право своей компании вывозить на Восток драгоценные металлы в обмен на товары оттуда, которые часто предназначались не для ввоза в Англию, а для реэкспорта в иные европейские страны, Ман доказывал, что вывоз денег способствовал увеличению богатства страны. Именно международная торговля обеспечивала в этой аргументации прирост количества располагаемых страной товаров темпом более быстрым, чем промышленность, и еще более быстрым, чем сельское хозяйство.
В своих работах Ман опровергал влиятельный тезис, выдвинутый Жераром Малином (Malynes) (1586–1641), согласно которому источником депрессии, охватившей Англию в 1620-е годы, стала спекуляция (приписываемая купцам и евреям) на международном валютном рынке, занижавшая курс английской валюты. Ман, как и Эдуард Мисселден (ум. 1654), исходил из того, что снижение обменного курса было вызвано негативным торговым балансом[87]. Таким образом, критика Малина Маном очень схожа с той критикой, которую выдвинет Серра против предшествовавших ему интерпретаций слабости неаполитанской валюты (см. подразд. 2.7 наст. гл.)[88].
Работы Мана являются яркой иллюстрацией перехода от буллионизма к меркантилизму. Этот переход сопровождался движением от упрощенного ви́дения непосредственной связи между богатством и драгоценными металлами к более сложной картине на основе полностью развитой теории торгового баланса, в которой внешняя торговля страны бралась в целом, а не складывалась из изолированного рассмотрения двухсторонних балансов по каждой из стран, с которыми велась торговля. Данная теория, наряду с приписыванием государству ключевой роли в экономике, составляет один из ключевых общих элементов (по крайней мере по распространенному мнению), на базе которого историки экономической мысли привычно объединяют под одним заголовком – «меркантилизм» – довольно разнородные идеи и подходы, проявлявшиеся на протяжении длительного исторического периода (с XVI по XVIII в.) вплоть до публикации «Богатства народов» Адама Смита[89].
Сегодня, однако, признается, что использовать термин «меркантилизм» следует очень осторожно. Такие историки экономической мысли, как Шумпетер [Schumpeter, 1914; Шумпетер, 2001], Хекшер [Hekscher, 1931], Джаджес [Judges, 1939], настаивали на том, что мы, строго говоря, не можем исходить из существования единой «меркантилистской школы» по двум причинам. Во-первых, с позитивной стороны, экономическая мысль того периода гораздо богаче и разнообразнее, чем та крайне упрощенная картина, которую предоставляют редукционистские интерпретации. Во-вторых, с негативной стороны, авторы того периода не сформировали стройную систему понимания экономической реальности – и не только на аналитическом уровне, но и на уровне определений базовых понятий. В целом непосредственно практические интересы и потребности явно доминировали у них над теоретической работой.