Бог – Творец и Освятитель мира - стр. 15
Употребленный здесь глагол сотворил («бара») указывает на творение в собственном смысле. Пророк Моисей употребляет этот глагол только три раза: когда говорит о создании первовещества видимого мира, когда говорит о создании первых живых тварей и когда говорит о создании человека. Он означает не созидание или устроение чего-то из уже существующего, а творческое действие Божие, вводящее в бытие нечто новое, такое, чего до сих пор еще не было: первовещество мира, живое начало, человеческий дух.
В этот день сотворил Бог рыб больших (Быт. 1, 21). «Рыбы» (евр. «таниним») – большие чудовища. Это слово применимо как к рыбам большого размера, так и к другим большим животным. И всякую душу животных пресмыкающихся (Быт. 1, 21). Пресмыкающиеся (евр. «шерец») – от величайших до самых малых. К этому же дню относится и творение обитателей воздуха, о которых сказано, что и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (Быт. 1, 20).
Новосозданных животных пятого дня Бог благословил плодиться и размножаться (см.: Быт. 1, 22). Своим благословением Бог как бы обратил в их собственность ту силу, через которую они получили свое бытие, то есть способность продолжать род и увеличиваться в числе.
Шестой день
В шестой день получили бытие все земные животные и человек. Творческое слово обращается теперь к земле, как в пятый день оно обращалось к многородящим водам, повелевая произвести животных по роду их: Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (Быт. 1, 24).
Выражение да произведет земля не имеет того смысла, будто земля должна произвести живые существа при помощи присущих ей сил. «Когда сказал Бог: Да произведет земля, – замечает святитель Василий Великий, – это не значит, что земля износит уже находившееся в ней, но Давший повеление даровал земле и силу извести». Творец животных – Бог, Который образовал их из земли, как и людей.
Животных, созданных из земли, то есть из земных стихий, бытописатель разделяет на три класса. Во-первых, он говорит о «скотах» (евр. «вехема»). Имеются в виду четвероногие животные, наиболее способные к приручению. Будучи приручены, они становятся домашними животными. Во-вторых, речь идет о «гадах» (евр. «ремес») – собственно о ползающих, то есть обо всех животных, двигающихся без ног или с помощью едва заметных ног. В-третьих, упоминаются «звери земные» (евр. «хаиа хаарец» – «звери скитающиеся»), то есть дикие, на воле живущие животные. Этими классами обнимаются все виды земных животных. Созданные