Бог – Творец и Освятитель мира - стр. 14
Земля по творческому повелению Божию произрастила зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле (Быт. 1, 11). Эти три перечисленных класса включают в себя все виды растительного царства. Замечательно при этом перечислении то, что сначала указываются простейшие виды, затем более сложные и, наконец, самые сложные и совершенные.
Можно думать, что последовательность описания указывает и на последовательность самого творения видов растительного царства, то есть на то, что появление простейших видов растительного царства предшествовало появлению более сложных и совершенных. Замечание бытописателя, что растения сотворены были по роду своему (Быт. 1, 11), указывает, что они произошли в определенных, хотя и разнообразных формах.
Четвертый день
В четвертый день, по слову Творца да будут светила на тверди небесной (Быт. 1, 14), закончено творческое образование этих тел подобно тому, как в третий день закончено творческое образование нашей планеты. Вместе со своим полным образованием они с четвертого дня по особому творческому повелению исполняют роль светил для Земли, то есть одни стали самосветящимися телами, другие засветились заимствованным светом.
По отношению к Земле светила небесные получили следующее назначение. Во-первых, они должны светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы (Быт. 1, 17–18), то есть определять различие между днем и ночью. Во-вторых, их задача – служить для знамений (Быт. 1, 14), отчасти в качестве провозвестников необыкновенных событий и судеб Божиих, отчасти в качестве признаков наступления разных земных явлений. В-третьих, они нужны для… времен, и дней, и годов (Быт. 1, 14), то есть должны способствовать счислению времени. В-четвертых, они должны быть светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю (Быт. 1, 15), изливая днем и ночью свет в той мере, в которой это необходимо для развития и подддержания жизни земных тварей.
Пятый день
В этот день положено было начало творению царства животных: сначала созданы были обитатели вод, потом обитатели воздуха. При создании обитателей вод Бог сказал: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую (Быт. 1, 20). Выражение да произведет вода (точнее, «да закишат воды») значит: да наполнится вода живыми существами, способными жить в ней. Однако здесь нет той мысли, что животные, живущие в воде, были порождением этой стихии.
С образованием животных в природу вводится новое, высшее начало жизни – являются одушевленные твари, произвольно движущиеся и чувствующие существа. Это живое начало,