Бог – Творец и Освятитель мира - стр. 18
Что касается новозаветного откровения, то действительность бытия Ангелов подтверждается здесь как повествованиями о многократных их явлениях, сопровождающих все важные события в жизни Спасителя и имевших место в истории апостолов, так и многочисленными упоминаниями о них в речах Христа и апостолов. Как на особенно замечательное свидетельство здесь можно указать на то место Евангелия от Матфея, где Спаситель, изъясняя ученикам образ жателей, выводимых в притче о плевелах, говорит, что жнецы суть Ангелы (Мф. 13, 39).
Природа Ангелов
По природе Ангелы – сотворенные чистые духи. Указание на их сотворение Древняя Церковь находила в первых словах бытописателя: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Яснее высказана мысль о творении Ангелов в Ветхом Завете в словах: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем. 9, 6). Наконец, со всей решительностью эта истина запечатлена в Новом Завете у апостола Павла: Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол. 1, 16).
Вопрос о духовной природе Ангелов представляет труднейшую проблему ангелологии. Как бестелесные, Ангелы не могут занимать определенного места в пространстве, но, по учению Откровения, они не обладают в то же время и вездесущием, а могут пребывать в данный момент времени в одном лишь определенном месте, переноситься с одного места на другое и, действуя в одном пункте, не могут действовать одновременно и в другом.
Из святоотеческих свидетельств об этом особенно важными представляются слова преподобного Иоанна Дамаскина. «Ангел, – говорит он, – есть естество мысленное, бестелесное, по благодати в природе своей бессмертие приявшее, какового естества вид и предел ведает один Творец. Бестелесным же и невещественным называется оно, поелику поставляется в сравнение с нами, ибо все, будучи поставляемо в сравнение с Богом единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно Божество есть собственно невещественно и бестелесно».
Такова мысль святого Иоанна Дамаскина. Он не отрицает духовности Ангелов и душ, а утверждает только, что их духовность такова, что если сравнить ее с Божеской, то она покажется грубой.
В отношении к созданному пространственному миру Бог вездеприсущ, то есть присутствует и действует во всех точках пространства, тогда как Ангелы могут быть присущи и действовать в каждый данный момент только в одном определенном месте.