Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 80
Б. между крещеными христианами возведен Иисусом Христом в достоинство →таинства. Таинство Б. наделяет супругов особой →благодатью, которая совершенствует →любовь и укрепляет единство между ними. Б. является образом отношений между Богом и народом Божиим, Христом и
Церковью (Ис 54, Еф 5, 22–33). При заключении Б. мужчина и женщина говорят «да» не только друг другу, но также и Богу, Который благословляет (→благословение) их духовно-телесный союз и утверждает его. Таким образом возникают нерушимые супружеские узы – священные и выходящие за пределы человеческой воли. «…Супружеские узы установлены Самим Богом, так что одобренный (т. е. совершенный согласно канонической форме) и завершенный (т. е. содержавший интимный отношения) брак между крещеными супругами не может быть расторгнут. Узы, являющиеся результатом свободно совершенного супругами человеческого действия и фактического завершения брака, становятся с этого момента необратимой реальностью и полагают начало союзу, гарантированному верностью Божией» (ККЦ 1640).
Отсюда проистекают основные черты Б.: добровольность согласия жениха и невесты, единственность Б. для каждого из них, его неразрывность вплоть до смерти кого-либо из супругов, открытость к деторождению (ККЦ 1662–64).
Нарушение →достоинства →личности в отношениях между мужчиной и женщиной, дисгармония происходят не от самой природы мужчины и женщины, и не от природы их отношений, но от →греха (ККЦ, 1607). «Следуя за Христом, отказываясь от самих себя, принимая свой Крест, супруги смогут „понять” первозданный смысл брака и жить в нем с помощью Христа» (ККЦ, 1615). Таким образом супружество верующих можно назвать «домашним храмом» или «малой Церковью». Семья – образ Вселенской Церкви и ее живая часть, постоянно эту Церковь созидающая.
Давая жизнь детям, супруги взаимодействуют с творческой Божественной любовью: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1, 28). Не каждый половой акт приносит зачатие ребенка. Ребенок – желанный плод любви, но это совсем не означает, что интимные отношения супругов становятся безнравственными, если не ставят своей целью в данный момент деторождение. Супруги обязаны быть ответственными родителями.
Они имеют право планировать величину своей семьи, руководствуясь ответственной и милосердной любовью. Нравственное учение Католической Церкви осуждает →контрацепцию и →аборт. «Плодородие супружеской любви распространяется на плоды нравственной, духовной и сверхъестественной жизни, которую родители передают детям через воспитание» (ККЦ, 1653).