Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 79
Б. – это также праздник, представляющий собой литургическое воспоминание пришествия в мир и явления миру Бога в лице Иисуса Христа. Торжество, отмечаемое 6 января. В →обряде латинском представляет собой литургическое воспоминание поклонения языческих мудрецов Новорожденному →Мессии Иудейского народа (Мф 2, 1–12). Дары, принесенные мудрецами: золото – Царю, ладан – Сыну Божию, смирна – истинному человеку, подвергающемуся →страданиям, – символизируют все то, что челове-чество способно пожертвовать Богу: материальные блага, молитвенные хвалы, сострадание. В торжество Б. освящаются ладан и мел, которым в этот день христиане обозначают двери своих домов традиционными инициалами волхвов (Каспар, Мельхиор, Бальтазар), монограммой Христа и числом наступившего года:
Б. – один из древнейших христианских праздников, известный еще в III в. на Востоке, где он был связан с воспоминанием Рождества и Крещения Господня. В IV в. воспринят на Западе, где первоначально связывался с воспоминанием явления Бога в мир в трех евангельских событиях (tria miracula – три чуда): поклонении мудрецов (волхвов), Крещении Иисуса и начале Его мессианского служения в Кане Галилейской (Ин 2, 1–11). Позже на Востоке, когда с Запада туда пришло празднование Рождества 25 декабря, Б. стало связываться с воспоминанием Крещения Иисуса (важное литургическое действие этого дня – освящение воды), а на Западе – с воспоминанием поклонения мудрецов, Крещение там выделилось в отдельный праздник.
См. также: КАЛЕНДАРЬ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ, РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
БРАК (лат. matrimonium) – в учении Католической Церкви союз мужчины и женщины, предполагающий нераздельную совместную жизнь и основывающий →семью – «общину любви», предназначенную для блага супругов и для рождения и воспитания детей (ККП 1055 § 1). Б. – вся полнота единства телесного и духовного, естественного и сверхъестественного (Быт 2, 24; Мф 19, 6). Соответственно Церковь признает только моногамный Б.
Б. как общественный институт существует во всех обществах. Во многих известных цивилизациях Б. почитается священным и потому заключается в рамках тех или иных сакральных →обрядов.
В ВЗ содержится установление Б., подтвержденное Иисусом Христом (Быт 2, 18.24: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»; Мф 19, 5–6, Мк 10, 7–8). «Глубокая общность супружеской жизни и супружеской любви, которую Творец создал, наделив ее собственными законами, устанавливается брачным союзом, то есть непреложным личным согласием… Сам Бог является Творцом брака» (GS 48).