Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 81
Церковный обряд, посредством которого совершается это таинство, называется →венчанием.
В древней Церкви отсутствовал особый литургический обряд вступления в Б. Б. заключались в соответствии с общими нормами римского права, согласно которому единственный необходимый элемент – согласие (consensus). Во II в. заключение Б. христианами сопровождалось благословением →епископа и участием новобрачных в →Евхаристии. Различные обряды (соединение рук, возложение венцов, обмен кольцами) долго не считались обязательными, как и сама церковная форма Б. Необходимость церковного обряда для действительности Б. впервые утвердилась в Армянской Церкви в 444, в Византии – в 1095.
На Западе брачный обряд включается в чинопоследование церковных служб с XII в., хотя отдельные литургические формулы были известны и раньше. Положение о том, что Б. является одним из семи таинств, Церковь впервые определила в 1439 на →Ферраро-Флорентийском соборе. В 1563 →Тридентский собор впервые в истории Западной Церкви предписал церковное венчание в присутствии →настоятеля прихода в качестве обязательного условия действительности Б.
В →обряде латинском, выражая свою волю заключить Б. и обещая друг другу любовь и →верность до самой смерти, супруги сами преподают друг другу таинство Б. Присутствующий →священник от имени Бога и Церкви принимает их клятву и благословляет супругов как свидетель от лица Церкви (в особых случаях, с разрешения епископа, его может заменять →диакон или даже →мирянин) (ККЦ 1623). В →обрядах восточных для действительности таинства необходимо благословение священника, хотя без согласия супругов брак невозможен.
Центральный момент обряда венчания – выражение согласия на Б. (SC 77). Этому предшествует серия вопросов (inter-rogationes), задаваемых священнослужителем жениху и невесте: 1) о добровольности согласия на супружество: священник спрашивает жениха и невесту, готовы ли они вступить в брак в согласии с христианским вероучением (подразумеваются три главные черты супружества: единение, деторождение и нерасторжимость); 2) о воле соблюдать верность; 3) о готовности иметь и воспитывать детей. Церковь расценивает взаимное выражение согласия между супругами как необходимый элемент, «который создает брак» (ККП кан. 1057 § 1).
После ответов жениха и невесты священнослужитель принимает супружеское согласие (receptio consensus). Это соглашение, связывающее супругов между собой, находит свое завершение в супружеском акте.
Действительный Б. между христианами всегда является таинством (ККП 1055) и может быть расторгнут лишь смертью одного из супругов (ККП 1141).