Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 82
См. также: КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО О БРАКЕ, СЕМЬЯ
БРАТ, в буквальном смысле – сын тех же самых родителей (в языке Св. Писания также и более дальний родственник); в переносном – так называют людей, связанных общими убеждениями, идеалами, →религией. Иисус Христос называл Своими братьями всех, кто исполнял волю Отца (Мф 23, 8; Лк 8, 21; Мк 3, 33–35). Церковь подчеркивает →братство как характерную черту христианства. Б. – это также обращение к членам →монашеских орденов и конгрегаций.
БРАТСТВО: 1) (лат. fraternitas) чувство, отношение →любви и сопричастности, которое связывает или должно связывать всех людей, особенно христиан (→брат); 2) (лат. sodalitium) религиозный союз, цель которого – активное христианское присутствие в миру на основе духовного и религиозного единства его членов. У каждого Б. есть, как правило, несколько главных целей, определяемых уставом. Преобладающая цель Б. определяет характер его деятельности. Б. могут быть монашескими, священническими, мирскими или смешанными, а также мужскими или смешанными (женские Б. называются сестричествами), семейными.
Первые церковные Б. возникли на Востоке в IV в. Они носили обрядово-аскетический характер, а их члены занимались благотворительной деятельностью среди окружающих. Начиная с VIII в. в лоне Церкви стали возникать многочисленные Б., со временем охватившие различные сферы религиозной и общественной жизни: больничное дело, →аскетизм, богослужебную деятельность (например, Б. Св. таинства Евхаристии, Б. Св. Розария), →рыцарство, благотворительную работу, просветительство, похоронную службу. Стали также возникать и развиваться, особенно в Средние века, Б., объединяющие христиан, занятых одним и тем же ремеслом – так называемые цеховые Б. (например, Б. христианского образования).
В XVIII в. Б. переживают упадок, вызванный влиянием идей Просвещения и Французской революции, а также характерным для большинства европейских государств того времени стремлением подчинить себе Церковь во всех сферах ее деятельности. Новое развитие Б. наступает в середине XIX в., когда особенно интенсивно развиваются Б., связанные с культом Божией Матери и Святейшего →Сердца Иисуса, а также Б. общественного и просветительского характера.
До сих пор возникают новые Б., соединяющие христиан одной →духовности для воплощения определенного аспекта →евангельских советов. Например, Монашеское Б. Иерусалима (Fraternité Monastique de Jérusalem, основано P.M. Delfieux в 1975), объединяющее мужские и женские монашеские общины, а также →мирян, призвание которых – жить интенсивной духовной жизнью, проводить →литургию в больших городах, живя «в сердце Бога» – через созерцание.